По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 613.955 DOI:10.33920/med-08-2408-03

Динамика показателей состояния здоровья и образа жизни студентов в процессе обучения в социальном колледже

Шубочкина Евгения Ивановна д-р мед. наук, доцент, ведущий специалист, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, e-mail: evshub@yandex.ru, orcid.org/0000-0002-3557-3867
Курганский Александр Михайлович канд. мед. наук, ведущий научный сотрудник, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, e-mail: alexandr@amkurgansky.ru, https://orcid.org/0000-001-7688-586X
Айзятова Марина Викторовна младший научный сотрудник, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, https://orcid.org/0000-0003-0381-3253
Гурьянова Марина Петровна д-р пед. наук, профессор, главный научный сотрудник, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, ФГАУ НМИЦ здоровья детей Минздрава России, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр. 1, e-mail guryanowamp@yandex.ru, https://ORCID: 0000-0001-906682

Проведен анонимный опрос по авторской анкете студентов социального колледжа Москвы. Анкета включала 26 вопросов, касающихся здоровья, жалоб на самочувствие, утомляемости, образе жизни, отношению к выбранной специальности. Исследование было кросс-секционным. Было опрошено 289 человек в возрасте от 15 до 19 лет. Обработка данных выполнялась с оценкой средних величин и использованием критериев доказательной медицины и расчетом рисков здоровью. Цель исследований: изучение влияния состояния здоровья и образа жизни на самочувствие студентов и ориентацию на выбранную профессию. Результаты показали, что каждый пятый имел хроническую патологию с преобладанием заболеваний желудочно-кишечного тракта и 20 % имели сниженное зрение. К часто болеющим относились на первом курсе 41,2 % студентов, к третьему курсу их число снижалось. Среди студентов были распространены вредные привычки: курили на первом курсе 38,8, а на последнем вдвое меньше, употребляли алкогольные напитки каждый пятый. Важным является полноценное питание, но 13,8 % — 20 % студентов оценивали свое питание как плохое. Горячая еда три раза в день было у 20 %, а у 30 % только один раз. Результаты говорят о необходимость проведения занятий со студентами об основах правильного питания. Студенты с хроническими заболеваниями больше уставали после занятий, что нужно учитывать педагогам. Среди студентов в динамике обучения увеличивалось число тех, кому нравилась профессия, что указывает на важность практики.

Литература:

1. Попов В.И. Гигиеническая характеристика, подходов, характеризующих возрастные особенности и показатели состояния здоровья детей, подростков и молодежи. Здравоохранение Российской Федерации. 2019; 63 (4): 199–204 doi: 10.18821/0044–197 Х-2019-63-4-199-204.

2. Соломай Т.В., Сырцова М.А. Характеристика двигательной активности студентов старших курсов медицинского вуза по результатам анкетирования. Санитарный врач. 2016;1: 27–31.

3. Сырцова М.А., Соломай Т.В. Гигиенические аспекты реструктуризации организаций общего образования и интенсификации образовательного процесса. Санитарный врач. 2016; 8: 38–42.

4. Кучма В.Р., Шубочкина Е.И., Янушанец О.И., Чепрасов В.В. Оценка рисков здоровью учащихся профессиональных колледжей в зависимости от характера осваиваемых профессий. Гигиена и санитария. 2019; 98 (11): 1257–1261. doi: 10.47470/0016-9900-2019-98-11-1257-1261

5. Бибикова А.А. Пикалова Л.П. Влияние факторов сред на состояние психического и физического здоровья подростков. Тверской медицинский журнал. 2019; 5: 56–61

6. Яковлев Н.М., Долич В.Н., Гудзь В.В., Яковлева Т.А., Комлева Н. Е., Заикина И.В., Данилов А.Н. Комплексная оценка здоровья учащихся профессиональных образовательных учреждений. Санитарный врач. 2019; 6: 64–67.

7. Полищук Ю.Д., Самойлова В.П. Здоровье в структуре жизненных ценностных предпочтений учащейся молодежи (по результатам социологического опроса). Санитарный врач. 2010; 1: 37–39.

8. Бронских Н.А., Шаренко Е.М., Попова О.С., Насыбулина Г.М. Гигиеническая характеристика факторов образа жизни учащихся колледжей. Российский вестник гигиены. 2022; 4:19–25. doi.1024075/rbn 2022.057

9. Казанцева А.В. Технологии медицинского обеспечения и ресурсы укрепления здоровья подростков в колледжах. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2022; 3: 47–50

10. Давлетбекова А.Д. Психолого-педагогические аспекты изучения особенностей влияния учебной нагрузки на студентов колледжа. Евразийское Научное Объединение. 2021; 3–4 (73): 360–363.

11. Кудрявцева Е.В. Активизация познавательной деятельности студентов колледжа. Студенческая наука и XXI век. 2019; 16 (1): 328–329.

12. Гаврилова Ю.А., Исаханов А.Л., Ситников И. Г. Стрессоустойчивость студентов медицинского вуза как показатель работоспособности в условиях гигиенической организации образовательного процесса. Санитарный врач. 2022; 3: 190–196. doi: 10.33920/med-08-2203-02

13. Османова А.И. Формы организации внеучебной деятельности студентов колледжа и их обеспечение. Проблемы современного педагогического образования. 2020; 22 (3): 201–205

14. Касимовская Н.А. Современные подходы к определению мотивации выбора профессии практикующими врачами как фактор управления кадровыми ресурсами системы здравоохранения. Санитарный врач. 2018;11: 57–62.

15. Меренков А.В., Мокерова Ю.В., Смирнова О. Г. Профессиональное самоопределение выпускников школ в современных условиях. Известия Уральского Федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2015; 2 (140): 107–117.

16. Соломай Т.В., Сырцова М.А. Роль современных бизнес-технологий в организации профилактической работы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарный врач. 2016; 10: 7–12.

17. Наумчик Я.И., Ноговицына Н.М. Формирование профессиональной мотивации у студентов колледжа. Проблемы современного педагогического образования. 2022; 77 (3):180–182

18. Липс Н.И. Профессиональная социализация студентов педагогического колледжа: необходимость, проблемы, пути решения. Гуманитарный научный вестник. 2023;9: 21–27. doi: 10.5281/ zenodo.10037693

19. Саулина Л.В. Воспитание толерантности как аспект профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа. Региональная конкурентоспособность и образование в контексте глобальных вызовов. Сборник статей Международной научно-практической конференции IV Уральского вернисажа науки и бизнеса. Челябинск. 2017: 346–350.

20. Кузнецова О.Н. Формирование мотивационно-ценностного отношения студентов колледжа к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования. Казанский педагогический журнал. 2023; 1: 195–202 doi: 10.51379/KPJ.2023.158.1.022

21. Рудинский И.Д., Околот Д.Я. Формирование культуры информационной безопасности студентов колледжа. Информатика и образование. 2019; 9: 29–36 doi: 10.32517/0234-0453-2019-34-9-29-36

1. Popov V. I. Hygienic characteristics, approaches characterizing age characteristics and indicators of the health status of children, adolescents and youth. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii (Healthcare of the Russian Federation). 2019; 63 (4): 199–204 (in Russian) doi: 10.18821/0044–197 X-2019-63-4-199-204.

2. Solomay T.V., Syrtsova M.A. Characteristics of motor activity of senior students of a medical university based on the results of a survey. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016;1:27–31. (in Russian)

3. Syrtsova M.A., Solomay T.V. Hygienic aspects of the restructuring of general education organizations and the intensification of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 8: 38–42. (in Russian)

4. Kuchma V.R., Shubochkina E. I., Yanushanets O. I., Cheprasov V.V. Assessment of health risks for students of vocational colleges depending on the nature of the professions being mastered. Gigiena i sanitarija (Hygiene and sanitation). 2019; 98 (11): 1257–1261. (in Russian) doi: 10.47470/0016-9900-2019-98-11-12 57-1261

5. Bibikova A.A. Pikalova L.P. The influence of environmental factors on the state of mental and physical health of adolescents. Tverskoj medicinskij zhurnal (Tver Medical Journal). 2019; 5: 56–61 (in Russian)

6. Yakovlev N.M., Dolich V.N., Gudz V.V., Yakovleva T.A., Komleva N. E., Zaikina I.V., Danilov A.N. Comprehensive assessment of the health of students of vocational educational institutions. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2019; 6: 64–67. (in Russian)

7. Polishchuk Yu.D., Samoilova V.P. Health in the structure of life value preferences of students (according to the results of a sociological survey). Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2010; 1: 37–39. (in Russian)

8. Bronskikh N.A., Sharenko E.M., Popova O. S., Nasybulina G.M. Hygienic characteristics of lifestyle factors of college students. Rossijskij vestnik gigieny (Russian Bulletin of Hygiene). 2022; 4:19–25. (in Russian) doi.1024075/rbn 2022.057

9. Kazantseva A.V. Technologies of medical support and resources for strengthening adolescent health in colleges. Voprosy shkol'noj i universitetskoj mediciny i zdorov'ja (Issues of school and university medicine and health). 2022; 3: 47–50 (in Russian)

10. Davletbekova A.D. Psychological and pedagogical aspects of studying the peculiarities of the impact of the academic load on college students. Evrazijskoe Nauchnoe Ob#edinenie (Eurasian Scientific Association). 2021; 3–4 (73): 360–363. (in Russian)

11. Kudryavtseva E.V. Activation of cognitive activity of college students. Studencheskaja nauka i XXI vek (Student science and the XXI century). 2019; 16 (1): 328–329. (in Russian)

12. Gavrilova Yu.A., Isakhanov A. L., Sitnikov I.G. Stress resistance of medical university students as an indicator of efficiency in the conditions of hygienic organization of the educational process. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2022; 3: 190–196. (in Russian) doi: 10.33920/med-08-2203-02

13. Osmanova A. I. Forms of organization of extracurricular activities of college students and their provision. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija (Problems of modern pedagogical education). 2020; 22 (3): 201–205 (in Russian)

14. Kasimovskaya N.A. Modern approaches to determining the motivation for choosing a profession by practicing physicians as a factor in managing the human resources of the healthcare system. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2018;11: 57–62. (in Russian)

15. Merenkov A.V., Mokerova Yu.V., Smirnova O.G. Professional self-determination of school graduates in modern conditions. Izvestija Ural'skogo Federal'nogo universiteta. Serija 3. Obshhestvennye nauki (Proceedings of the Ural Federal University. Series 3. Social Sciences). 2015; 2 (140): 107–117. (in Russian)

16. Solomay T.V., Syrtsova M.A. The role of modern business technologies in the organization of preventive work in the field of ensuring sanitary and epidemiological welfare of the population. Sanitarnyj vrach (Sanitary doctor). 2016; 10: 7–12. (in Russian)

17. Naumchik Ya. I., Nogovitsyna N.M. Formation of professional motivation among college students. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija (Problems of modern pedagogical education). 2022; 77 (3):180–182 (in Russian)

18. Lips N. I. Professional socialization of pedagogical college students: necessity, problems, solutions. Gumanitarnyj nauchnyj vestnik (Humanitarian Scientific Bulletin). 2023;9: 21–27. (in Russian) doi: 10.5281/ zenodo.10037693

19. Saulina L.V. Education of tolerance as an aspect of professional training of pedagogical college students. Regional competitiveness and education in the context of global challenges. Collection of articles of the International scientific and practical Conference of the IV Ural Vernissage of Science and Business. Chelyabinsk. 2017: 346–350. (in Russian)

20. Kuznetsova O.N. Formation of motivational and value attitude of college students to professional activity in the context of digitalization of education. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal (Kazan Pedagogical Journal). 2023; 1: 195–202 (in Russian) doi: 10.51379/KPJ.2023.158.1.022

21. Rudinsky I.D., Okolot D.Ya. Formation of the information security culture of college students. Informatika i obrazovanie (Computer science and education). 2019; 9: 29–36 (in Russian) doi: 10.32517/0234-0453-20 19-34-9-29-36

Социальная работа является неотъемлемой частью общественной жизни и играет важную роль в поддержании стабильности и благополучия населения. В условиях постоянных изменений, которые характерны для современного мира, социальные работники сталкиваются с новыми вызовами и задачами1. В этих условиях особенно важно готовить профессиональных специалистов по социальной работе. Профессия социального работника требует наличия у сотрудника определенных характеристик как со стороны состояния здоровья, так и характерологических черт, желания помогать людям.

Профессии социальный работник, социальный педагог, специалист органа опеки и попечительства для несовершеннолетних и пожилых одиноких людей и другие требуют наличия специальной подготовки. Обучение по данным специальностям осуществляется в средних и высших учебных заведениях. Вместе с тем, по данным ряда авторов, показатели состояния здоровья лиц подросткового возраста и молодежи в последние годы имеют негативные тенденции, обусловленные большими учебными нагрузками, цифровизацией образования, недостаточным качеством питания. Для студенческой молодежи это может быть связано с комплексным воздействием учебных факторов и адаптацией к новым условиям, потребностью в самореализации [1–3].

Целью исследования стало изучение влияния состояния здоровья и образа жизни на самочувствие студентов и их ориентация на работу по выбранной профессии.

Исследование носило кросс-секционный характер. Всего в исследование включено 289 студентов 1–3 курсов социального колледжа в возрасте от 15 до 19 лет. Преобладающее большинство составили девушки.

Для проведения исследования использован метод анкетирования. Анонимная анкета включала 26 вопросов, касающихся состояния здоровья, жалоб на самочувствие, утомляемости после учебных занятий, образа жизни с учетом вредных привычек, характера питания, занятий спортом, а также желания помогать людям и мотивов выбора профессии, по которой они обучаются.

Для Цитирования:
Шубочкина Евгения Ивановна, Курганский Александр Михайлович, Айзятова Марина Викторовна, Гурьянова Марина Петровна, Динамика показателей состояния здоровья и образа жизни студентов в процессе обучения в социальном колледже. Санитарный врач. 2024;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: