Закрытая травма груди (ЗТГ) с наличием множественных сочетанных повреждений составляет 50–60 % [1–4]. Наиболее часто травма груди сочетается с закрытыми черепно-мозговыми повреждениями — в 30–60 % случаев, с переломами костей скелета — в 57 % и опорно-двигательного аппарата — в 30 % [3, 5–12]. Для них характерен высокий уровень инфекционных осложнений, которые развиваются в различные периоды травматической болезни [1, 5, 12, 13]. Тяжесть состояния пострадавших зависит не только от сопутствующих повреждений, но и от развития травматического шока, кровопотери, нарушения легочной вентиляции вследствие повреждений внутренних органов и реберного каркаса. Пациенты поступают в стационар в тяжелом состоянии, без сознания, и клинически установить тяжесть повреждения груди достаточно сложно. Современные неинвазивные методы лучевой диагностики обеспечивают сочетание информативности, объективной регистрации показателей и высокой скорости выполнения исследования в условиях шока и кровопотери [14–21].
Известно, что осложнения при травме легкого наиболее часто связаны с ушибом. В дальнейшем наблюдается развитие пневмонии, острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС), полиорганная недостаточность (ПОН). Последние 10 лет, несмотря на современные подходы к диагностике и лечению, летальность при таких травмах существенно не меняется и составляет 20–30 % [2].
Ранняя инструментальная оценка тяжести травмы и состояния легких дает возможность прогнозировать течение процесса, однако прогностические критерии течения травмы груди до настоящего времени не определены.
Цель исследования: на примере клинического наблюдения показать динамику и результат успешного лечения пациента с тяжелой закрытой травмой груди на фоне сочетанных повреждений.
Пострадавшая 34 лет была доставлена бригадой скорой медицинской помощи в научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского через 30 минут после получения травмы (сбита автомобилем — удар в левый бок). На догоспитальном этапе артериальное давление (АД) составляло 90/60 мм рт. ст., пульс был нитевидный. Проводилась противошоковая терапия. Пациентка по тяжести состояния была доставлена в реанимационное отделение, минуя приемный покой. При поступлении состояние ее тяжелое: число сердечных сокращений 86 уд/мин, АД — 100/70 мм рт. ст., уровень насыщения крови кислородом — 87 %. Тяжесть состояния по шкале ISS составляла 29 баллов, AIS > 3, по шкале комы Глазго — 14. Для стабилизации состояния была продолжена противошоковая терапия, была выполнена интубация трахеи с проведением ИВЛ. Параллельно с лечебными мероприятиями был проведен минимальный достаточный комплекс лучевого обследования в условиях отделения реанимации с использованием мобильных аппаратов (передвижное рентгеновское оборудование и установка для проведения УЗИ).