После достаточно длительного обсуждения проекта ФСБУ «Нематериальные активы» принят ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», который должны будут применять коммерческие и некоммерческие организации, не относящиеся к госсектору, в том числе и организации здравоохранения. В статье осуществляется исследование соотношения принятого ФСБУ 14/2022 и обсуждавшегося проекта данного ФСБУ с целью анализа тенденций в развитии нормативного регулирования учета нематериальных активов. Оценивается степень сближения принятого ФСБУ 14/2022 и его проекта с регламентациями МСФО (IAS) 38 для характеристики соотношения российских и международных правил учета нематериальных активов на современном этапе реформирования российских бухгалтерских стандартов.
Цель исследования: выявление современного состояния и тенденций развития нормативного регулирования российского бухгалтерского учета нематериальных активов и его соотношения с регламентациями МСФО (IAS) 38.
Задачи исследования: сравнение регламентаций по учету нематериальных активов в ФСБУ 14/2022 и в предшествовавшем ему проекте ФСБУ «Нематериальные активы» в отношении определения нематериальных активов, их примеров, критериев признания, первоначальной и последующей оценки, срока полезного использования и методов амортизации; сопоставление степени сближения с регламентациями МСФО (IAS) 38 правил учета нематериальных активов, изложенных в ФСБУ 14/2022 и в проекте данного стандарта; оценка общей направленности нормативного регулирования российского бухгалтерского учета нематериальных активов на современном этапе.
Материалы и методы исследования: для исследования использовались метод сравнения, анализ, синтез, метод группировки, системный и логический подходы; было осуществлено сравнение регламентаций ФСБУ 14/2022, проекта ФСБУ «Нематериальные активы» и МСФО (IAS) 38 в отношении определения нематериальных активов, их примеров, критериев признания, первоначальной и последующей оценки, срока полезного использования и методов амортизации.