Транспортировка живой рыбы — один из критически важных этапов в технологических процессах аквакультуры, напрямую влияющий на биологическую продуктивность и выживаемость водных организмов. При перевозке рыба испытывает комплексный стресс, включая ограниченное пространство, снижение качества воды, изменение гидрохимических параметров и механические воздействия. Эффективным способом транспортировки является использование полиэтиленовых пакетов с водой и воздухом или кислородом, что при обеспечении герметичности снижает механические повреждения и поддерживает стабильность среды [7; 8; 10; 12; 13].
Уровень транспортировочного стресса при этом определяется длительностью перевозки, плотностью посадки и гидрохимическими показателями: pH, O₂, температура и др. [11]. Эти параметры напрямую влияют на выживаемость рыбы при транспортировке. Повышенная плотность посадки усиливает стресс из-за накопления NH4, CO₂ и H⁺, снижая уровень O₂ и pH. У годовиков карпа (70–80 г) эти изменения особенно выражены из-за высокой метаболической активности и малого объема крови, что делает их чувствительными к гипоксии [14].
Продолжительность перевозки, температура воды, плотность посадки, величина pH и O₂ определяют характер физиологического ответа, выход этих параметров за допустимые пределы вызывает дисбаланс гомеостаза, метаболические нарушения и в тяжелых случаях гипоксию и гибель рыб [15].
Растворенный кислород является ключевым фактором, поддерживающим аэробные процессы. Его падение вызывает угнетение дыхания, нарушение обмена веществ и снижение жизнеспособности вплоть до летального исхода [16]. Особое внимание уделяется системам поддержания кислородного баланса в герметичных транспортных емкостях. При перевозке рыбы в полиэтиленовых пакетах концентрация кислорода может поддерживаться на оптимальном уровне посредством предварительного насыщения воды кислородом. Это существенно продлевает время транспортировки без ухудшения физиологического состояния рыб [8].