По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.8–08 DOI:10.33920/med-14-2405-05

Динамика моторного профиля у детей с расстройствами аутистического спектра при использовании технологий виртуальной реальности с биологической обратной связью

А. В. ЯШКОВ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, Россия, e-mail: a_yashkov@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000‑0003‑1875‑572
А. А. ШИШКИНА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000‑0003‑0586‑8039
А. В. МАРТЫНОВА Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0009‑0001‑5101‑4942

Цель исследования. По оценкам ВОЗ, расстройствами аутистического спектра (РАС) страдает один из 160 детей. В России соотношение численности детей с РАС и общей детской популяции (0–18 лет) составляет 1:961, что отражает высокую социальную значимость заболевания [1]. Изучить влияние реабилитационной технологии виртуальной реальности с биологической обратной связью (БОС) на аппарате «ReviMotion» на динамику моторного профиля у детей с РАС. Материал и методы. В исследование были включены 11 детей в возрасте 4–7 лет с диагнозами: аутизм, аутичное поведение, задержка психо-речевого развития. Для определения выраженности симптоматики заболевания использовали тест Векслера [2]. Всех детей, до и после проведения курса занятий, тестировали по методике оценки общей двигательной функциональности детей с расстройством аутистического спектра [3]. В реабилитационный комплекс были включены занятия с использованием тренажера виртуальной реальности с БОС «ReviMotion». Результаты. Изучено влияние технологий виртуальной реальности с биологической обратной связью на аппарате «ReviMotion» на динамику моторного профиля у детей с РАС. Исследование показало, что данная методика повышает уровень адаптивного функционирования у детей с РАС и может применяться в клинической практике. Анализ результатов тестирования моторных функций после курса занятий выявил положительную динамику у 82 % пациентов, выражающуюся в улучшении координации движений, снижении тревожности, повышении концентрации внимания и мотивации к занятиям. Позитивные изменения можно связать с благоприятным влиянием разработанной методики, способствующей повышению интереса детей к упражнениям, упрощению алгоритма коммуникаций и адекватному подбору физических упражнений. Выводы. Таким образом, предложенная методика реабилитации с использованием виртуальной реальности и БОС может быть рассмотрена для использования в клинической практике.

Литература:

1. Всеобъемлющие согласованные усилия по лечению всего спектра нарушений, связанных с аутизмом: Доклад Секретариата № EB133.4: 133 сессия. Всемирная организация здравоохранения: Исполнительный комитет. Женева, 8 апреля 2013 г.: 9 с Comprehensive, concerted efforts to treat the full spectrum of disorders associated with autism: Secretariat Report No. EB133.4: 133rd session. World Health Organization: Executive Board. Geneva, April 8, 2013: 9 s. (In Russ.).

2. Хаустов А. В., Шумских М. А. Динамика развитии системы образования детей с расстройствами аутистического спектра в России: результаты Всероссийского мониторинга 2020 года. Аутизм и нарушения развития. 2021;19 (1): 4–11. Khaustov A. V., Shumskikh M. A. Dynamics of development of the education system for children with autism spectrum disorders in Russia: results of the All-Russian Monitoring 2020. Autism and developmental disorders. 2021;19 (1): 4–11. (In Russ.).

3. Расстройства аутистического спектра: клинические рекомендации.2020 (14.08.2020). Утверждены Минздравом РФ. Autism spectrum disorders: clinical guidelines.2020 (08.14.020). Approved by the Ministry of Health of the Russian Federation. (In Russ.).

4. Слепян М. Ода физкультуре, или почему спорт необходим в комплексной программе занятий для ребенка с аутизмом. Аутизм и нарушения развития. 2018;16 (1):61–68. Slepyan M. Ode to physical education, or why sports are necessary in a comprehensive program of activities for a child with autism. Autism and developmental disorders. 2018;16 (1):61–68. (In Russ.).

5. Митрофанова Г. Ф., Миненков А. А. Светолечение. В кн.: Медицинская реабилитация. Т.1. Под ред. В.М. Боголюбова. М.: БИНОМ; 2010: 207–224. Mitrofanova G. F., Minenkov A. A. Phototherapy. In the book: Medical rehabilitation. T.1. Ed.V. M. Bogolyubova. M.: BINOM; 2010: 207–224. (In Russ.).

6. Мартынова О.Г., Валишин Э. Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра. Молодой ученый. 2017; 4: 337–342. Martynova O.G., Valishin E. Kh. Graphic substantiation of adaptive physical culture as a rehabilitation technology for children with autism spectrum disorders. Young scientist. 2017; 4: 337–342. (In Russ.).

7. Нейсон Б. О ключевых проблемах аутизма. Аутизм и нарушения развития. 2015;13 (3):48–55. Nason B. About the key problems of autism. Autism and developmental disorders. 2015;13 (3):48–55 (In Russ.).

8. Плаксунова Э. В. Характеристика нарушений двигательной сферы у детей с аутизмом. Аутизм и нарушения развития. 2008;6 (2):50–62. Plaksunova E. V. Characteristics of motor impairments in children with autism. Autism and developmental disorders. 2008;6 (2):50–62. (In Russ.).

9. Литвина Г. А., Кульчицкий В. Е., Воробьева А. Е. Влияние адаптивной физической культуры на развитие двигательной активности детей с расстройствами аутистического спектра. Тенденции развития науки и образования. 2021;74 (8):91–94. Litvina G. A., Kulchitsky V. E., Vorobyova A. E. The influence of adaptive physical education on the development of motor activity in children with autism spectrum disorders. Trends in the development of science and education. 2021;74 (8):91–94. (In Russ.).

10. Расстройства аутистического спектра: Клинические рекомендации. Ассоциация психиатров и психологов за научно обоснованную практику. Москва; 2020: 80. Autism spectrum disorders: Clinical guidelines. Association of Psychiatrists and Psychologists for Evidence-Based Practice. Moscow; 2020: 80. (In Russ.).

11. Захаров А. В., Пятин В. Ф., Чаплыгин С. С., Колсанов А. В. Пат. 2 655 200. Российская Федерация, Cпocoб реабилитации больных в различных стадиях нарушений центральной или периферической нервной системы с использованием виртуальной реальности. № 2016152265; заявл. 2016.12.29; опубл. 2018.05.24 Zakharov A. V., Pyatin V. F., Chaplygin S. S., Kolsanov A. V. Pat. 2 655 200. Russian Federation, Method of rehabilitation of patients in various stages of disorders of the central or peripheral nervous system using virtual reality. No. 2016152265; application 2016.12.29; publ. 2018.05.24 (In Russ.).

12. Котенко К. В., Ковалев С. А., Абусева Г. Р., и др. Физическая и реабилитационная медицина. Национальное руководство. (2-е издание, переработанное и дополненное). Москва: ГЭОТАР-Медиа.; 2023:912. Kotenko K. V., Kovalev S. A., Abuseva G. R., et al. Physical and rehabilitation medicine. National leadership. (2nd edition, revised and expanded). Moscow: GEOTAR-Media.; 2023:912. (In Russ.).

13. Корчажкина Н. Б., Михайлова А. А. Особенности применения стабилоплатформ с биологической обратной связью при различных социально значимых заболеваниях. Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2019;18 (2):103–106. Korchazhkina N. B., Mikhailova A. A. Features of the use of stabiloplatforms with biofeedback for various socially significant diseases. Physiotherapy, balneology and rehabilitation. 2019;18 (2):103–106. (In Russ.).

14. Современные немедикаментозные технологии медицинской реабилитации детей. Котенко К. В., Хан М.А., Корчажкина Н. Б. и др. Москва: ГЭОТАР-Медиа.; 2022:440. Modern non-drug technologies for medical rehabilitation of children. Kotenko K.V., Khan M.A., Korchazhkina N. B. and others. Moscow: GEOTAR-Media.; 2022:440. (In Russ.).

15. Епифанов В. А., Корчажкина Н. Б. Медико-социальная реабилитация пациентов с различной патологией. В 2-х частях.Часть II. Москва: ГЭОТАР-Медиа.; 2019:560. Epifanov V. A., Korchazhkina N. B. Medical and social rehabilitation of patients with various pathologies. In 2 parts. Part II. Moscow: GEOTAR-Media.; 2019:560 (In Russ.).

16. Соловьева М. В., Давыдов Д. В. Технология организации занятий адаптивной физкультурой для детей с РАС «Аут Фитнес». Аутизм и нарушения развития. 2022;20 (4):17–25. Solovyova M. V., Davydov D. V. Technology for organizing adaptive physical education classes for children with ASD «Out Fitness». Autism and developmental disorders. 2022;20 (4):17–25. (In Russ.).

17. Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера. Москва: Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. 1973:80. Panasyuk A. Yu. Adapted version of Wexler’s technique. Moscow: Institute of Hygiene for Children and Adolescents of the USSR Ministry of Health. 1973:80. (In Russ.).

18. Алоин А. В., Виноградова Л. В. Метод оценки общей двигательной функциональности у юношей-подростков с расстройствами аутистического спектра низкого и среднего функционального уровня. Пат. 2 609 052 Российская Федерация, МПК A61B 5/11 2015156773; заявл. 2015.12.28; опубл. 2017.01.30 Aloin A. V., Vinogradova L.V. A method for assessing general motor functionality in adolescent boys with autism spectrum disorders of low and medium functional level. Pat. 2 609 052 Russian Federation, IPC A61B 5/11 2015156773; application 2015.12.28; publ. 2017.01.30

19. Development of communication in children with autism spectrum disorders: Methodological recommendations. Digest. [Manuscript]. Department of Education and Youth Policy Khanty-Mans. auto districts — Ugra, Budget. institution of higher education of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, «Surgut.state.ped.university». Surgut: RIO SurGPU; 2020:52. (In Russ.).

20. Развитие коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации. Дайджест. [Рукопись]. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Манс. авт. округа — Югры, Бюджет. учреждение высшего образования ХМАО-Югры, «Сургут.гос.пед.ун-т». Сургут: РИО СурГПУ; 2020:52. Development of communication in children with autism spectrum disorders: Methodological recommendations. Digest. [Manuscript]. Department of Education and Youth Policy Khanty-Mans. auto districts — Ugra, Budget. institution of higher education of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, «Surgut.state.ped.university». Surgut: RIO SurGPU; 2020:52. (In Russ.).

21. Савина А.П., Сировицкая Е. К., Полякова Н.Н. Роль физической культуры для детей с расстройством аутистического спектра. Наука, образование и культура. 2022;3 (63):43–44. Savina A. P., Sirovitskaya E. K., Polyakova N.N. The role of physical education for children with autism spectrum disorder. Science, education and culture. 2022;3 (63):43–44. (In Russ.).

Актуальность и социальная значимость проведения реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра представляют собой одну из наиболее значимых проблем в нейропедиатрии. Данная патология широко распространена. По оценкам ВОЗ, один из 160 детей страдает РАС (расстройствами аутистического спектра). В России соотношение численности детей с РАС и общей детской популяции (0–18 лет) составляет 1:961, а в соответствие с мировой статистикой по РАС — 1:160 [1]. По данным Всероссийского мониторинга 2020 года численность обучающихся детей с таким диагнозом в России равняется 32899 человек [2]. Согласно клиническим рекомендациям от 2020 г. специфических методов медицинской реабилитации РАС в настоящее время не существует [3]. Современный подход к реабилитации пациентов с РАС основывается на комплексной программе вмешательства, включая постоянную абилитацию на основе поведенческих, психологических и образовательных подходах [4]. Одной из ведущих задач реабилитационного процесса у детей с РАС является немедикаментозная коррекция патогенетических механизмов заболевания. К их числу можно отнести физиотерапевтические процедуры, психологическую коррекцию, массаж, лечебную физкультуру [5]. Особое значение придается методам двигательной реабилитации и адаптивной физической культуре как фактору гармонизации физического тонуса ребенка, психофизического состояния [6]. Двигательная активность детей с РАС характеризуется недостаточностью саморегуляции и самоконтроля вследствие функциональной несформированности лобных долей мозга, дисфункции ствола мозга и мозжечка. Ребенок с вестибулярной и проприоцептивной гиперчувствительностью проявляет излишнюю тревожность, с трудом реализует физические упражнения, проявляет гравитационную неуверенность, чувствует выраженную потребность держать ноги на опоре и принимать положение сидя. Гипочувствительность, наоборот, проявляется гиперактивностью, наличием импульсивных движений и поступков [7]. Многим детям с РАС свойственны нарушения регуляции мышечной деятельности. В результате, отсутствует своевременное формирование контроля двигательных актов, имеется проблема формирования координированности произвольных движений. Часто возникают трудности зрительно-моторных координаций, появляются сопутствующие движения (синкинезии), нарушение моторных компонентов речи, общее развитие мелкой и крупной моторики. Данные проблемы могут проявляться при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов, у ребенка проявляются значительные трудности в понимании инструкций, имитации движений [8].

Для Цитирования:
А. В. ЯШКОВ, А. А. ШИШКИНА, А. В. МАРТЫНОВА, Динамика моторного профиля у детей с расстройствами аутистического спектра при использовании технологий виртуальной реальности с биологической обратной связью. Физиотерапевт. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: