Актуальность и социальная значимость проведения реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра представляют собой одну из наиболее значимых проблем в нейропедиатрии. Данная патология широко распространена. По оценкам ВОЗ, один из 160 детей страдает РАС (расстройствами аутистического спектра). В России соотношение численности детей с РАС и общей детской популяции (0–18 лет) составляет 1:961, а в соответствие с мировой статистикой по РАС — 1:160 [1]. По данным Всероссийского мониторинга 2020 года численность обучающихся детей с таким диагнозом в России равняется 32899 человек [2]. Согласно клиническим рекомендациям от 2020 г. специфических методов медицинской реабилитации РАС в настоящее время не существует [3]. Современный подход к реабилитации пациентов с РАС основывается на комплексной программе вмешательства, включая постоянную абилитацию на основе поведенческих, психологических и образовательных подходах [4]. Одной из ведущих задач реабилитационного процесса у детей с РАС является немедикаментозная коррекция патогенетических механизмов заболевания. К их числу можно отнести физиотерапевтические процедуры, психологическую коррекцию, массаж, лечебную физкультуру [5]. Особое значение придается методам двигательной реабилитации и адаптивной физической культуре как фактору гармонизации физического тонуса ребенка, психофизического состояния [6]. Двигательная активность детей с РАС характеризуется недостаточностью саморегуляции и самоконтроля вследствие функциональной несформированности лобных долей мозга, дисфункции ствола мозга и мозжечка. Ребенок с вестибулярной и проприоцептивной гиперчувствительностью проявляет излишнюю тревожность, с трудом реализует физические упражнения, проявляет гравитационную неуверенность, чувствует выраженную потребность держать ноги на опоре и принимать положение сидя. Гипочувствительность, наоборот, проявляется гиперактивностью, наличием импульсивных движений и поступков [7]. Многим детям с РАС свойственны нарушения регуляции мышечной деятельности. В результате, отсутствует своевременное формирование контроля двигательных актов, имеется проблема формирования координированности произвольных движений. Часто возникают трудности зрительно-моторных координаций, появляются сопутствующие движения (синкинезии), нарушение моторных компонентов речи, общее развитие мелкой и крупной моторики. Данные проблемы могут проявляться при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов, у ребенка проявляются значительные трудности в понимании инструкций, имитации движений [8].