В последние годы отмечается значимая частота встречаемости психопатологии, приводящей к уменьшению социальной адаптации, а также более серьезным последствиям. В частности, одной из таких нозологий является социальная фобия (СФ). Научные труды ученых разных стран, посвященные данной проблеме, показывают высокую распространенность СФ и коморбидных заболеваний, таких как расстройства пищевого поведения (РПП) (Мельникова А. В., 2021, Cremers H. R. 2016; Zeng W., Chen R., Wang X. и соавт., 2019; Quek T.T.-C., Tam W.W.-S., Tran B.X., 2019; Rose G.M., Tadi P., 2021) [1–5]. Показано, что пищевые нарушения значимо влияют на клинические проявления депрессии, утяжеляя их (Афанасьев С.О., Махортова И.С., Ширяев О.Ю., 2021; Котова О.В., Беляев А.А., Акарачкова Е.С., 2021) [6–7].
Пищевые расстройства представляют собой гетерогенные нарушения со сложным многофакторным этиопатогенезом, реализующимся при взаимовлиянии генетических факторов и социума (Овчинников А.А., Султанова А.Н., 2018) [8]. В большой степени это группа психогенно обусловленных нарушений поведения, к которым относятся нервная анорексия, нервная булимия, психогенное (компульсивное) переедание и др. Основной теорией этиологии РПП является социальная: в массовой культуре твердо закреплен идеал красоты, в случае несоответствия которому человек зачастую негативно оценивается обществом. Тяжелее всего переносят критическую оценку собственной внешности со стороны окружающих девушки от 12 до 25 лет (Артемьева М.С., Юделевич Д.А., 2019) [9]. Воздействие разнообразных факторов современного общества: навязывание диет, использование образов худых знаменитостей, изготовление кукол крайне истощенной «комплекции», становится причиной роста частоты встречаемости РПП (Цыганков Б.Д., Артемьева М.С. и соавт., 2015) [10]. Это делает чрезвычайно важным исследование психических аспектов объективной и субъективной социальной дезадаптации, сопровождающихся такими тяжелыми нарушениями, как расстройства пищевого поведения.
Значительная часть молодежи в период обучения в ВУЗе находятся в постоянном напряжении адаптационных ресурсов, иногда даже в состоянии их декомпенсации. Значимый процент обучающихся не расценивают здоровье как личностный приоритет, не имеют целостной системы навыков и технологий его сбережения и укрепления. Значительная часть педагогического состава ВУЗов не обладают здоровьесберегающими и направленными на формирование здоровья навыками и знаниями в сфере педагогики здорового образа жизни (Артемьева М.С., 2016) [11].