По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 612.1; 612.2 DOI:10.33920/med-10-2108-07

Динамика изменений кардиореспираторных возможностей у студенток биолого-химического факультета в зависимости от сезона года

Морякина Светлана Васильевна канд. биол. наук, доцент биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет, s.moriakina@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0002-2548-1088
Анзоров Ваха Асхадович д-р биол. наук, профессор биолого-химического факультета, Чеченский государственный университет, http://orcid.org/0000-0002-8309-7244

В научной статье представлены изменения кардиореспираторных показателей у студентов Чеченской Республики в осенний и весенний периоды. В ходе исследования здоровья студенток мы установили, что по мере снижения температуры воздуха отмечается ухудшение физиологического состояния (повышаются САД, ЧСС, ВИК). При повышении температуры окружающей среды увеличивается ЖЕЛ, ЧДД, функциональные пробы Штанге и Генчи, по показателям АП возрастает адаптационная способность сердечно-сосудистой деятельности.

Литература:

1. Атьков О. Ю., Цфасман А. З. Профессиональная биоритмология. М.: Эксмо, 2019. 192 с.

2. Двоеносов В. Г. Особенности функционального и психологического состояния студентов с различным вегетативным тонусом в условиях экзаменационного стресса // Ученые записки Казанского государственного университета. 2009. Т. 151, Кн. 3. С. 255–265.

3. Доскин В. А. Биоритмы, или как стать здоровым. М.: Эксмо-Пресс, 2014. 210 с.

4. Калюжный Е. А., Маслова В. Ю., Титова М., Маслова М. Реализация метода индексов для оценки физического развития студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6–3 (38). С. 19.

5. Мелихова Е. П., Соколова Н. В., Губина О. И., Гончарова Д. Г. Изучение особенностей функционирования системы кровообращения студентов как индикатора адаптационных ресурсов организма // Культура физическая и здоровье. 2018. № 4 (68). С. 140–141.

6. Морякина С. В., Анзоров В. А., Абумуслимов С. С. Изменение основных гемодинамических параметров организма студенток с разным типом индивидуальных биологических ритмов в осенне-зимний и весенне-летний период // Материалы 6-ой ежегодной итоговой конференции профессорско-преподавательского состава Чеченского государственного университета, 02 марта 2017. Грозный: Изд-во ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», 2017. С. 84–90.

7. Моторин В. Б. Внутрисистемные интеграции звеньев функции внешнего дыхания студентов первого курса специальной медицинской группы // Валеопедагогические аспекты здоровьеформирования в общеобразовательных учреждениях: состояние, проблемы, перспективы: сборник тез. докл. V Всероссийской научно — практической конференции, 22 апреля 2010. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2010. С. 83–87.

8. Надежкина Е. Ю., Новикова Е. И., Мужиченко М. В., Филимонова О. С. Влияние экзаменационного стресса на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и уровень тревожности у студентов с различными типами высшей нервной деятельности // Вестник ВолгГМУ. 2017. Выпуск 2 (62). С. 115–118.

9. Несмелова Н. Н. Экология человека: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2020. 157 с.

10. Панихина А. В. Физиологические особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в вузе // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 2011. Т. 151. № 3. С. 248–250.

11. Хизриева Х. Х., Нурмагомедов А. Н. Динамика функциональных изменений кардиореспираторной системы у студентов южных регионов в острой фазе акклиматизации на севере // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. Архангельск, 2018. № 1 (40). С. 94–95.

12. Чеснокова В. Н., Грибанов А. В. Изменение гемодинамики у студентов в условиях северного региона в течение учебного года // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5139.

1. Atkov O. Iu., Tsfasman A. Z. Professionalnaia bioritmologiia [Professional biorhythmology]. Moscow: Eksmo, 2019.192 p. (In Russ.)

2. Dvoenosov V. G. Osobennosti funktsionalnogo i psikhologicheskogo sostoianiia studentov s razlichnym vegetativnym tonusom v usloviiakh ekzamenatsionnogo stressa [Features of the functional and psychological state of students with different vegetative tone in conditions of examination stress] // Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific notes of the Kazan State University]. 2009. Vol. 151, Book. 3. P. 255–265. (In Russ.)

3. Doskin V. A. Bioritmy, ili kak stat zdorovym [Biorhythms, or how to become healthy]. M.: Eksmo-Press, 2014.210 p. (In Russ.)

4. Kaliuzhnyi E. A., Maslova V. Iu., Titova M., Maslova M. Realizatsiia metoda indeksov dlia otsenki fizicheskogo razvitiia studentov [Implementation of the index method for assessing the physical development of students] // Sovremennye nauchnye issledovaniia i innovatsii [Modern research and innovation]. 2014. No. 6–3 (38). P. 19. (In Russ.)

5. Melikhova E. P., Sokolova N. V., Gubina O. I., Goncharova D. G. Izuchenie osobennostei funktsionirovaniia sistemy krovoobrashcheniia studentov kak indikatora adaptatsionnykh resursov organizma [Studying the peculiarities of the functioning of the circulatory system of students as an indicator of the adaptive resources of the organism] // Kultura fizicheskaia i zdorovie [Physical culture and health]. 2018. No. 4 (68). P. 140–141. (In Russ.)

6. Moriakina S. V., Anzorov V. A., Abumuslimov S. S. Izmenenie osnovnykh gemodinamicheskikh parametrov organizma studentok s raznym tipom individualnykh biologicheskikh ritmov v osenne-zimnii i vesenne-letnii period [Changes in the main hemodynamic parameters of the organism of female students with different types of individual biological rhythms in the autumn-winter and spring-summer period] // Materials of the 6th annual final conference of the faculty of the Chechen State University, March 02, 2017. Grozny: Publishing house of the FSBEI HE Chechen State University, 2017. P. 84–90. (In Russ.)

7. Motorin V. B. Vnutrisistemnye integratsii zveniev funktsii vneshnego dykhaniia studentov pervogo kursa spetsial'noi meditsinskoi gruppy [Intrasystem integration of the links of the function of external respiration of first-year students of a special medical group] // Valeopedagogical aspects of health formation in educational institutions: state, problems, prospects: collection of abstracts of the V All-Russian scientific and practical conference, April 22, 2010. Yekaterinburg: FSAEI HPE Russian State Professional Pedagogical University, 2010. P. 83–87. (In Russ.)

8. Nadezhkina E. Iu., Novikova E. I., Muzhichenko M. V., Filimonova O. S. Vliianie ekzamenatsionnogo stressa na funktsionalnoe sostoianie serdechno-sosudistoi sistemy i uroven trevozhnosti u studentov s razlichnymi tipami vysshei nervnoi deiatelnosti [The influence of examination stress on the functional state of the cardiovascular system and the level of anxiety in students with different types of higher nervous activity] // Vestnik VolgGMU [Bulletin of the Volgograd State Medical University]. 2017. Issue 2 (62). P. 115–118. (In Russ.)

9. Nesmelova N. N. Ekologiia cheloveka: uchebnik i praktikum dlia vuzov [Human ecology: manual and workshop for higher educational institutions]. — M.: Yurayt, 2020.157 p. (In Russ.)

10. Panikhina A. V. Fiziologicheskie osobennosti adaptatsii studentov-pervokursnikov k usloviiam obucheniia v vuze [Physiological features of adaptation of first-year students to the conditions of education at a higher educational institution] // Biulleten eksperimentalnoi biologii i meditsiny [Bulletin of Experimental Biology and Medicine]. 2011. Vol. 151. No. 3. P. 248–250. (In Russ.)

11. Khizrieva Kh. Kh., Nurmagomedov A. N. Dinamika funktsionalnykh izmenenii kardiorespiratornoi sistemy u studentov iuzhnykh regionov v ostroi faze akklimatizatsii na severe [Dynamics of functional changes in the cardiorespiratory system in students of southern regions in the acute phase of acclimatization in the north] // Biulleten Severnogo gosudarstvennogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Northern State Medical University]. Arkhangelsk, 2018. No. 1 (40). P. 94–95. (In Russ.)

12. Chesnokova V. N., Gribanov A. V. Izmenenie gemodinamiki u studentov v usloviiakh severnogo regiona v techenie uchebnogo goda [Changes in hemodynamics among students in the northern region during the academic year] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern problems of science and education]. 2012. No. 1. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5139. (In Russ.)

Здоровье, самочувствие и умственная работоспособность студентов в большой мере определяется изменением теплового комфорта в осенне-зимний и весенне-летний периоды [9].

В этом контексте важное значение приобретают физиологические исследования состояния здоровья студентов, особенно в условиях сезонной периодичности окружающей среды [1].

Из литературных источников нам стало известно, что особенно чувствительны к сезонным изменениям сосудистая система и дыхание. Поэтому было решено исследовать влияние сезонных биоритмов на кардиореспираторную систему [3].

Целью нашей работы явилось установление влияния температурного фактора на некоторые показатели физиологического состояния студентов.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

1. Установить сезонное влияние температуры окружающей среды на показатели системы дыхания.

2. Определить действие высоких и низких температур на сердечно — сосудистую систему.

3. Установить влияние высоких и низких температур на вегетативный индекс Кердо, и адаптационный потенциал.

4. Измерить температуру тела при различных температурных условиях.

Для решения поставленных задач нами было проведено исследование 55 студенток 1–4-го курса очной формы обучения биолого-химического факультета Чеченского государственного университета на протяжении 2020 года в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Возраст студенток составлял 18–21 год. По половому признаку различий не делалось, так как большинство обучающихся биолого-химического факультета женского пола.

Дыхательные пробы замерялись с помощью спирографа «Диамант-С» Комплекс КМ-АР-01. Сердечная деятельность изучалась путем применения автоматического тонометра Omron MX3 Plus. Температура разных участков тела: кожи лба, щеки, тыльной стороны ладони, между пальцами, в подмышечной впадине измерялась с помощью электронного бесконтактного инфракрасного термометра Geratherm GT 101 Non contact.

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием компьютерной программы «Excel 2016»

Для Цитирования:
Морякина Светлана Васильевна, Анзоров Ваха Асхадович, Динамика изменений кардиореспираторных возможностей у студенток биолого-химического факультета в зависимости от сезона года. Справочник врача общей практики. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: