Хронические вирусные гепатиты (ХВГ) — одна из актуальнейших проблем здравоохранения. По распространенности ХВГ занимают третье место среди всех инфекционных заболеваний. Особая опасность ХВГ обусловлена тяжелыми исходами заболевания [1, 3, 5]. По новым данным ВОЗ, предположительно 325 миллионов людей в мире живут с хронической инфекцией, вызванной вирусом гепатита В (HBV) и С (HCV). В Глобальном докладе ВОЗ о гепатите 2017 г. отмечается, что в мире проживают около 325 млн людей с хроническими парентеральными гепатитами, и многие из них не имеют возможности и доступа к обследованию и лечению. Из-за отсутствия лечения у этих людей развивается рак или цирроз печени, который приводит к смерти. Так, в 2015 г. причиной смерти у 1,34 млн людей был вирусный гепатит [2, 6].
Вирусные гепатиты не ограничиваются поражением печени и представляют собой системное заболевание, протекающее с закономерным развитием внепеченочных проявлений [7, 12].
Внепеченочные поражения могут протекать как клинически латентно, так и в виде ярких клинических синдромов или самостоятельных заболеваний, характеризующихся высокой частотой и своеобразием их спектра. Частота их, по результатам исследований больших групп больных хроническим гепатитом С (ХГС), составляет в странах Европы от 40 до 74 % [22], в Северной Америке — 38 % [23], что превышает частоту внепеченочных поражений при хроническом вирусном гепатите B (ХГВ) — 22–35 %.
За последнее десятилетие получены клинико-эпидемиологические и молекулярно-биологические доказательства роли HCV и HBV в качестве одного из этиологических факторов развития эндокринных, гематологических, кожных, нейромышечных, суставных, почечных проявлений или осложнений, аутоиммунных поражений легких, сердца и сосудов, слюнных желез и глаз. Из эндокринных проявлений наиболее часто встречаются заболевания щитовидной (гипертиреоз, гипотиреоз, аутоиммунный тиреоидит (АИТ)) и поджелудочной желез (сахарный диабет (СД), аутоиммунный панкреатит, который относится к группе риска развития СД) [1, 4, 9–11].