По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 371.7

Динамическое исследование социальной адаптированности и вегетативной устойчивости старшеклассников мегаполиса

Богомолова Елена Сергеевна д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского 10/1, e-mail: prorector@pimunn.net
Киселева Анна Сергеевна канд. мед. наук, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского 10/1, e-mail: kiseleva_a@pimunn.net
Максименко Екатерина Олеговна канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского 10/1, e-mail: maksimenko_e@pimunn.net
Ковальчук Светлана Николаевна ассистент кафедры гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского 10/1, e-mail: kovalchuk_s@pimunn.net
Олюшина Екатерина Анатольевна канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского 10/1, e-mail: olyushina_e@pimunn.net
Котова Наталья Валерьевна канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского 10/1, e-mail: kotova_n@ pimunn.net
Шапошникова Мария Владимировна канд. мед. наук, доцент, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского 10/1, e-mail: shaposhnikova_m@pimunn.net
Шейыхова Севиль Шухретдиновна старший преподаватель кафедры гигиены ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского 10/1, e-mail: sheyyhova_s@pimunn.net

Реализация нового образовательного стандарта привела к увеличению вовлеченности старшеклассников в научную и прикладную деятельность, произошло ускорение профориентации и изменение социальной адаптированности (СА) и вегетативной устойчивости (ВУ) подростков. Проведено исследование СА и ВУ 357 учащихся 15–17 лет (102 юноши и 255 девушек) в 2018 г. и 211 старшеклассников (61 юноша и 150 девушек) в 2023 г. Установлено снижение числа юношей и девушек с высокой социальной адаптированностью на 12,6 и 10,5 % соответственно и увеличение количества старшеклассников с вегетативной лабильностью на 8,3 % среди юношей и 2,3 % среди девушек. Нормальный уровень СА и ВУ не изменился: каждый второй старшеклассник имел средние показатели СА и ВУ. Установлены статистически значимые различия в уровнях СА и ВУ: количество подростков с высокой социальной адаптированностью и высокой вегетативной устойчивостью снизилось в 2,4 раза — с 17,1 % в 2018 г. до 7,3 % в 2023 г. Число социально-дезадаптивных подростков с высокой вегетативной лабильностью увеличилось с 4,2 % в 2018 г. до 5,8 % в 2023 г. Ранняя диагностика дезадаптации, разработка программ по коррекции дезадаптивного состояния и вегетативной дисфункции, наблюдение психолога и невролога помогают подросткам сохранить психосоматическое здоровье. Необходимо активно привлекать школьников к самооздоровлению путем оптимизации режима дня, развитию самоконтроля при использовании гаджетов и повышению двигательной активности.

Литература:

1. Кучма В.Р., Макарова А.Ю., Тикашкина О.В. Комплексная гигиеническая оценка современных технологий профильного медицинского обучения старшеклассников. Гигиена и санитария. 2020; 12:1431–1437.

2. Богомолова Е.С., Котова Н.В., Максименко Е.О., Олюшина Е.А., Лангуев К.А., Кокурина Е.В. Гигиеническая оценка дистанционного обучения учащихся школ и гимназий Нижнего Новгорода. Здоровье населения и среда обитания. 2022; 6 (30): 32–39.

3. Чубаровский В.В., Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Бирюкова Н.В. Состояние психического здоровья старшеклассников в условиях цифровой трансформации образования (пилотное исследование). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2023; 2: 33–49.

4. Саньков С.В., Тикашкина О.В. Изучение распространенности поведенческих факторов риска здоровью у старшеклассников. Здоровье населения и среда обитания. 2020; 11 (332): 49–54.

5. Богомолова Е. С., Лангуев К. А., Котова Н. В. Некоторые аспекты состояния здоровья учащихся в связи с применением образовательных технологий. Гигиена и санитария. 2022; 101 (3): 317– 322.

6. Богомолова Е.С., Максименко Е.О., Олюшина Е.А., Котова Н.В., Ковальчук С.Н., Киселева А.С. Физическое здоровье старшеклассников с различным уровнем двигательной активности. Санитарный врач. 2024; 7: 509–519.

7. Новикова И.И., Ерофеев Ю.В., Флянку И.П., Усачева Е.В., Куликова О.М. Двигательная активность и индивидуальные накопительные риски нарушения составляющих здоровья школьников. Гигиена и санитария. 2020; 3 (99): 279–285.

8. Вайберт М.И., Петрова Л.А., Ермакова И.В. Социально-психологическая адаптация и дезадаптация подростков при переходе на новую ступень обучения в школе. Проблемы современного педагогического образования. 2016; 7 (51): 312–321.

9. Артамонова С.Ю. Состояние вегетативной нервной системы у подростков города Якутска. Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия «Медицинские науки». 2018; 4 (13): 33–38.

10. Багнетова Е.А., Кавеева И.А., Сафонова В.Р. Анализ социально-психологической адаптированности и вегетативной устойчивости учащихся Среднего Приобья и Зауралья. Фундаментальные исследования. 2014; 1: 51–54.

11. Ганузин В.М., Барабошин А. Т. Особенности социальной и вегетативной адаптации к условиям обучения в зависимости от возраста, пола и социально-педагогических условий обучения. Российский вестник гигиены. 2022; 3: 19–22.

12. Дадаева О.Б., Ганузин В.М., Шубина Е.В., Голубятникова Е.В. Особенности вегетативной устойчивости у школьников в зависимости от социально-педагогических условий обучения и проживания. Вестник новых медицинских технологий (электронный журнал). 2016; 4: 263–268.

13. Арзикулов А.Ш. Оценка адаптированности подростков, проживающих в культурально — социальных условиях города Андижан. Экономика и социум. 2022; 4 (95). 228–231.

14. Арзикулов А.Ш., Арзибеков А.Г., Юсупов К.М. Социальная адаптированность подростков в зависимости от пола и места проживания. Re-Health Journal. 2021; 2 (10): 187–190.

15. Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Федько Н.А. Психологическое здоровье школьников старших классов. Современные проблемы науки и образования. 2016; 6: 120–123.

16. Тяньчжень Г., Гониянц С.А. Влияние занятий спортивным ориентированием на физическое здоровье и социальную адаптированность школьников старших классов КНР. Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022; 4 (206): 97–103.

17. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии. Баранов А.А., Алексеева Е.И., Альбицкий В.Ю., Бакрадзе М.Д., Балаболкин И.И., Басаргина Е.Н., Бзарова Т.М., Боровик Т.Э., Ботвиньева В.В., Бушуева Т.В., Быкова О.В., Вознесенская Н.И., Вознесенская Т.С., Звездина И.В., Зоркин С.Н., Ильин А. Г., Карагулян Н.А., Карнеева О.В., Киргизов И.В., Комарова О.В. Сер. Национальный проект «Здоровье». Москва, 2006. 308 с.

18. Лангуев К.А., Богомолова Е.С. Гигиенические проблемы цифровой образовательной среды и пути их разрешения (обзор). Санитарный врач. 2022; Т.19. 7 (222): 483–491.

19. Тарасова О.Л. Комплексная оценка нейродинамических и вегетативных показателей у подростков: возрастные, гендерные и типологические особенности. Физиология человека. 2017; 1 (43): 45–54.

20. Камаев И.А., Чекалова С.А. Стратегия профилактики неврологической заболеваемости детей школьного возраста. Российский педиатрический журнал. 2012; 3: 54–59.

21. Храпченкова Н.И., Коростылева Н.А. Профилактика школьной дезадаптации у детей и подростков. Актуальные проблемы современности. 2018; 2 (20): 94–98.

22. Mardiyan M. Peculiarities of situational and personal anxiety degree in the schoolchildren with ETN chronic diseases. Health and quality life outcomes. 2017; 15:171–177.

23. Pavlova T. S., Kholmogorova A.B. Psychological factors of social anxiety in Russian adolescents. Psycology in Russia: state of the art. 2017; 10 (2): P.179–191.

24. Eduard V. Feroyan E.V. Central and peripheral hemodynamics in pre-pathologic and pathologic diagnostics among swimmers. The russian journal of physical education and sport. 2018; 13 (4): 141–145. doi: 10.1452 6/2070‑4798‑2018‑13‑4‑170‑176.

25. Kharissova N., Smirnova L., Kuzmin A. et al. The unfluence of the physical modern student on the characteristics of the cardiovascular and respiratory systems and their resistance to stress during education process. Georgian Med News. 2019; 297: 124–129.

Здоровая образовательная среда способствует формированию у старшеклассников современного уровня знаний и созданию предпосылок для осознанного выбора будущей профессии. На старший подростковый возраст приходится завершение получения базового и среднего образования и подготовка к государственной итоговой аттестации. Всё перечисленное сопряжено со значительными учебными и психоэмоциональными нагрузками, повышением уровня требований, предъявляемых к учащимся в учреждениях образования [1]. Образовательные технологии, используемые до пандемии COVID-19, реализовывались путём внедрения интегративных педагогических технологий, отличающихся по сложности и трудоёмкости их освоения. Однако пандемия внесла свои коррективы в образовательный процесс путем активного внедрения цифровых образовательных технологий и интенсификации учебной деятельности [2]. Исследователи отмечают увеличение распространенности таких патологических состояний, как компьютерный зрительный синдром, карпально-туннельный (запястный) синдром, интернет-зависимость, вегетативно-сосудистые и психосоматические расстройства [3–5]. Двигательная активность школьников снизилась до критически низких уровней. По данным анкетирования и шагометрии у каждого третьего учащегося (34,6 %) установлен низкий уровень двигательной активности, у каждого второго — средний уровень, высокая двигательная активность отмечена только у 15,9 % подростков, занимающихся в спортивных секциях [6, 7].

Интенсивный образовательный процесс требует максимальной вовлеченности и накладывает отпечаток на вегетативный, психоэмоциональный статус и адаптационные возможности учащегося. При переходе к старшей ступени обучения школьник преодолевает состояние, возникающее в результате адаптационного процесса — активного приспособления к условиям социальной среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта с окружающим миром [8]. Социальная адаптированность (СА) тесно связана с вегетативной устойчивостью (ВУ) — способностью организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные действия внешней среды, в том числе школьной. СА и ВУ отражают уровень социальной адаптации и степень вегетативной дисфункции учащихся [9].

Для Цитирования:
Богомолова Елена Сергеевна, Киселева Анна Сергеевна, Максименко Екатерина Олеговна, Ковальчук Светлана Николаевна, Олюшина Екатерина Анатольевна, Котова Наталья Валерьевна, Шапошникова Мария Владимировна, Шейыхова Севиль Шухретдиновна, Динамическое исследование социальной адаптированности и вегетативной устойчивости старшеклассников мегаполиса. Безопасность и охрана труда в образовательных учреждениях. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: