Здоровая образовательная среда способствует формированию у старшеклассников современного уровня знаний и созданию предпосылок для осознанного выбора будущей профессии. На старший подростковый возраст приходится завершение получения базового и среднего образования и подготовка к государственной итоговой аттестации. Всё перечисленное сопряжено со значительными учебными и психоэмоциональными нагрузками, повышением уровня требований, предъявляемых к учащимся в учреждениях образования [1]. Образовательные технологии, используемые до пандемии COVID-19, реализовывались путём внедрения интегративных педагогических технологий, отличающихся по сложности и трудоёмкости их освоения. Однако пандемия внесла свои коррективы в образовательный процесс путем активного внедрения цифровых образовательных технологий и интенсификации учебной деятельности [2]. Исследователи отмечают увеличение распространенности таких патологических состояний, как компьютерный зрительный синдром, карпально-туннельный (запястный) синдром, интернет-зависимость, вегетативно-сосудистые и психосоматические расстройства [3–5]. Двигательная активность школьников снизилась до критически низких уровней. По данным анкетирования и шагометрии у каждого третьего учащегося (34,6 %) установлен низкий уровень двигательной активности, у каждого второго — средний уровень, высокая двигательная активность отмечена только у 15,9 % подростков, занимающихся в спортивных секциях [6, 7].
Интенсивный образовательный процесс требует максимальной вовлеченности и накладывает отпечаток на вегетативный, психоэмоциональный статус и адаптационные возможности учащегося. При переходе к старшей ступени обучения школьник преодолевает состояние, возникающее в результате адаптационного процесса — активного приспособления к условиям социальной среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта с окружающим миром [8]. Социальная адаптированность (СА) тесно связана с вегетативной устойчивостью (ВУ) — способностью организма достаточно стабильно и адекватно реагировать на различные действия внешней среды, в том числе школьной. СА и ВУ отражают уровень социальной адаптации и степень вегетативной дисфункции учащихся [9].