По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.13

Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий

Воронов Д.С. канд. экон. наук, доцент, Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург, e-mail: vds1234@yandex

В статье рассматриваются существующие методы оценки конкурентоспособности предприятий. Осуществляется их классификация с точки зрения используемых критериев конкурентоспособности. На основе анализа их сильных и слабых сторон предлагается динамический подход к оценке конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, позволяющий производить экспресс-оценку конкурентных позиций компании.

Литература:

1. Воронов Д. С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения. — Екатеринбург: Изд-во УГТУ-УПИ, 2001. — 96 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vds1234.ru/?52.html

2. Криворотов В. В., Калина А. В., Матвеева Т. В., Байраншин А. Ю. Повышение конкурентоспособности современных российских территориально-производственных комплексов. — Екатеринбург: УрФУ, 2013. — 262 с.

3. Ляшко Ф. Е., Приходько В. И., Тютюшкина Г. С. Стратегический менеджмент в авиастроении: учебное пособие. — Ульяновск: УлГТУ, 2003. — 123 с.

4. Портер М. Конкуренция. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. — 495 с.

5. Фасхиев Х. А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? // Маркетинг в России и за рубежом. — 2003. — № 4. — С. 53–68.

Воронов Дмитрий Сергеевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики производственных и энергетических систем Института «Высшая школа экономики и менеджмента» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.

В составе Исследовательской группы «Воронов и Партнеры» (сайт: http://vds1234.ru) уже более пятнадцати лет изучает вопросы оценки и анализа конкурентоспособности предприятий и организаций. На счету группы — сотни исследований конкурентоспособности компаний реального сектора экономики.

Анализ экономической литературы позволяет выделить сфледующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий.

Продуктовые методы. Продуктовые методы базируются на суждении о том, что оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть произведена через оценку конкурентоспособности его продукции: чем выше конкурентоспособность товара — тем выше конкурентоспособность предприятия. При этом для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена — качество продукции.

В числе матричных моделей в первую очередь необходимо выделить разработки Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting Group, далее — также БКГ), прославившейся матрицей «Относительная доля рынка» — «Темпы роста рынка» [3]. Продукты, имеющие высокую долю на растущих рынках («звезды»), — усиливают конкурентные позиции компании; имеющие низкую долю на стагнирующих рынках («собаки») — ослабляют.

Вслед за Бостонской консалтинговой группой компания МакКинси (McKinsey & Co) в 1970-х гг. разработала матрицу стратегического анализа. В отличие от модели БКГ, имеющей размерность [2×2], матрица компании МакКинси имеет бóльшую размерность [3×3] и строится в осях «Привлекательность рынка» — «Конкурентная позиция».

Популярность матричных инструментов анализа в свое время была столь велика, что впоследствии появилось множество вариаций на эту тему, отличающихся как критериями дифференциации (системами координат), так и степенью дифференциации (размерностью матриц).

Для Цитирования:
Воронов Д.С., Динамический подход к оценке конкурентоспособности предприятий. Директор по маркетингу и сбыту. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: