Воронов Дмитрий Сергеевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики производственных и энергетических систем Института «Высшая школа экономики и менеджмента» Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина.
В составе Исследовательской группы «Воронов и Партнеры» (сайт: http://vds1234.ru) уже более пятнадцати лет изучает вопросы оценки и анализа конкурентоспособности предприятий и организаций. На счету группы — сотни исследований конкурентоспособности компаний реального сектора экономики.
Анализ экономической литературы позволяет выделить сфледующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятий.
Продуктовые методы. Продуктовые методы базируются на суждении о том, что оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта может быть произведена через оценку конкурентоспособности его продукции: чем выше конкурентоспособность товара — тем выше конкурентоспособность предприятия. При этом для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена — качество продукции.
В числе матричных моделей в первую очередь необходимо выделить разработки Бостонской консалтинговой группы (Boston Consulting Group, далее — также БКГ), прославившейся матрицей «Относительная доля рынка» — «Темпы роста рынка» [3]. Продукты, имеющие высокую долю на растущих рынках («звезды»), — усиливают конкурентные позиции компании; имеющие низкую долю на стагнирующих рынках («собаки») — ослабляют.
Вслед за Бостонской консалтинговой группой компания МакКинси (McKinsey & Co) в 1970-х гг. разработала матрицу стратегического анализа. В отличие от модели БКГ, имеющей размерность [2×2], матрица компании МакКинси имеет бóльшую размерность [3×3] и строится в осях «Привлекательность рынка» — «Конкурентная позиция».
Популярность матричных инструментов анализа в свое время была столь велика, что впоследствии появилось множество вариаций на эту тему, отличающихся как критериями дифференциации (системами координат), так и степенью дифференциации (размерностью матриц).