По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.791.4

Диффузионная сварка ребристых конструкций из алюминиевых сплавов в вакууме

Гадалов В. Н., д-р техн. наук, профессор, Юго-Западный государственный университет, Курск, 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94, e-mail: Gadalov-VN@yandex.ru
Петренко В. Р., д-р техн. наук, профессор, Воронежский государственный технический университет, Воронеж, 394045, Воронеж, Московский проспект, д. 14
Иванов А. А., аспирант, Юго-Западный государственный университет, Курск, 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94, e-mail: alekzenderroll@gmail.com
Филонович А. В., д-р техн. наук, профессор, Юго-Западный государственный университет, Курск, 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, д. 94,

Исследован процесс образования диффузионного сварного соединения алюминиевых сплавов. Выявлено влияние режимов сварки на качество получаемого соединения. Показано и экспериментально обосновано, что для получения качественного диффузионного соединения необходимы: температура сварки, соответствующая сверхпластичному состоянию алюминиевых сплавов; сварочное давление, обеспечивающее формирование галтелей в зоне контакта.

Литература:

1. Братухин, А.Г. Проблемы создания сварных конструкций летательных аппаратов / А.Г. Батухин, В.В. Редчиц, В.И. Лукин // Сварочное производство. — 1994. — № 10. — С. 2–5.

2. Штрикман, М.М. Состояние и тенденции развития сварочных технологий в авиfстроении / М.М. Штрикман // Сварочное производство. — 2000. — №8. — С. 23–30.

3. Братухин, А.Г. CALS — непрерывная информационная поддержка жизненного цикла изделий [Текст] / А.Г. Братухин, Ю.В. Давыдов, Ю. Елисеев [и др.] // Москва: Изд-во МАИ, 2000. — 304 с.

4. Саликов, В.А. Сварка в самолетостроении: учеб. пособие / В.А. Саликов, М.Н. Шушпанов, А.Б. Коломенский, В.В. Пешков, А.В. Фролов // Под общ. ред. В.В. Пешкова. — Воронеж: Издво ВГТУ, 2001. — 432 с.

5. Саликов, В.А. Технологические основы сварки и пайки в авиастроении / В.А. Саликов, М.Н. Шушпанов, В.В. Пешков, А.Б. Коломенский [и др.] // Воронеж. гос. техн. цн-т, 2004. — 311 с.

6. Гадалов, В.Н. Повышение эксплуатационной надежности и качества тяжелонагруженных деталей / В.Н. Гадалов, С.В. Сафонов, Ю.В. Скрипкина // Вестник Воронеж, ГТУ. — 2013. — Т. 9, № (6–2). — С. 121–123.

7. Сафонов, С.В. Технологическое обеспечение эксплуатационных характеристик / С.В. Сафонов. — Воронеж: ИПИ ВГУ, 2015. — 224 с.

8. Гадалов, В.Н. Прогнозирование надежности металлоконструкций методами статического моделирования / В.Н. Гадалов, А.В. Филонович, И.В. Ворначева [и др.] // Научная жизнь. — 2019. — Вып. 4. — Т. 14. — С. 457–462.

9. Гельман, А.А. Современные технологические процессы диффузионной сварки / А.А. Гельман, В.А. Зенин // Технология легких сплавов. — 1998. — №2. — С. 25–32.

10. Казаков, Н.Ф. Диффузионная сварка материалов [Текст] / Н.Ф. Казаков // Москва: Машиностроение, 1976. — 360 с.

11. Быковский, О.Г. Справочник сварщика / О.Г. Быковский, В.Р. Пешренко, В.В. Пешков // Москва: Машиностроение, 2011. — 336 с.

12. Колачев, Б.А. Металловедение и термическая обработка цветных металлов и сплавов / Б.А. Колачев, В.И. Елагин, В.А. Ливанов // Москва: МИСИС, 2005. — 432 с.

13. Гадалов, В.Н. Материаловедение / В.Н. Гадалов, С.В. Сафонов, Д.Н. Романенко. — Москва: АРГАМАК. МЕДИА: ИНФРА-М, 2014. — 272 с.

Анализ мирового уровня современной технологии и учет существующего отечественного опыта показывают, что при разработке качественно новой продукции, удовлетворяющей сертификационным требования рынка, в основе организационного и научнотехнического подхода должна лежать концепция опережающего развития технологии, когда формируется научно-технический задел, позволяющий конструктору создавать свои изделия [1–8].

Пустотелые конструкции из алюминиевых сплавов типа панелей широко применяются в транспортных машинах, в частности в авиационной отрасли, в связи со значительным снижением веса изделия при сохранении требуемых эксплуатационных свойств. При их изготовлении применяется обработка давлением, сварка и пайка. Одним из перспективных способов является диффузионная сварка в вакууме [9–12].

Основная трудность при сварке алюминиевых сплавов связана с наличием на соединяемых поверхностях плотной тугоплавкой и устойчивой до высоких температур оксидной пленки Al2 O3 (теплота образования ΔН ≈ 400 ккал/моль), что при сварке давлением препятствует образованию физического контакта свариваемых деталей. В зависимости от модификации оксидная пленка имеет различную плотность: вначале, при температурах ниже 500 °С, образуется аморфная пленка; при более высоких температурах она приобретает кристаллическую модификацию γ-Al2O3 (плотность 3,77 г/см3 ); при температуре 1000 °С и выше кубическая γ-Al2O3 перестраивается в гексагональную α-Al2O3 с плотностью 4,0 г/см3.

В большинстве случаев механически зачистить и химически протравить поверхность металла перед сваркой недостаточно, так как в процессе нагрева вновь образуется Al2O3. Очистка контактируемых поверхностей возможна в результате растворения оксидной пленки в основном металле при нагреве при условии предотвращения доступа кислорода в зону сварки или раздробления оксидной пленки на мелкие фрагменты в результате пластической деформации.

Для Цитирования:
Гадалов, Петренко, Иванов, Филонович, Диффузионная сварка ребристых конструкций из алюминиевых сплавов в вакууме. Главный механик. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: