По данным ВОЗ, на начало XXI века 23 % жителей Земли страдают от избыточного веса и еще 10 % от ожирения [1, 2]. В США распространенность ожирения за 12 лет наблюдения увеличилась в два раза [3, 4]. Среди стран Европы и центральной Азии распространенность ожирения составляет около 24 % [5]. По данным международного исследования CINDI, распространенность избыточной массы тела и ожирения составляет в Москве 55 и 67 % соответственно у мужчин и у женщин в возрасте от 25 до 64 лет [6].
Традиционно основным антропометрическим показателем, характеризующим ожирение, считался индекс массы тела (ИМТ) [7]. Полученные в последние годы результаты, основанные на оценке риска развития сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и сахарного диабета 2 типа (СД 2 типа) у людей без ожирения, указывают на важность не столько наличия избытка жировой ткани, сколько ее распределения [8, 9].
На основании топографии жировой ткани в 1947 г. J. Vague одним из первых выделил два типа ожирения — андроидный и гиноидный и продемонстрировал, что у пациентов с андроидным типом ожирения (висцеральным ожирением) чаще развивается СД 2 типа и ССЗ [10]. Проведенные в дальнейшем исследования доказали, что висцеральное ожирение (ВО) — самостоятельный и независимый от степени ожирения фактор риска развития дислипидемии и нарушений углеводного обмена [11, 12]. По мнению ряда авторов, влияние ВО определяется морфо-функциональными особенностями висцеральной жировой ткани (ВЖТ), а существенным звеном патогенеза служит избыток свободных жирных кислот [13, 14].
Для оценки ВО в рутинной практике применяется измерение объема талии (ОТ). С развитием современных высокотехнологичных методов исследований, таких как компьютерная томография (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ), началось изучение топографических особенностей распределения висцеральной жировой ткани, которая состоит из абдоминальной жировой ткани и перикардиальной жировой ткани (ПЖТ).
В ряде работ показано, что перикардиальное ожирение в большей степени ассоциируется с развитием атеросклероза коронарных артерий и, как следствие, с большим риском ишемической болезни сердца.