Острые и преходящие психотические расстройства (ОППР) были впервые выделены в качестве самостоятельной диагностической категории в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (1994) (МКБ-10, рубрика F23) [1]. Они характеризуются быстрым (от нескольких часов до 2 недель) развитием психоза и его малой продолжительностью (не более 1–3 месяцев для разных подрубрик). ОППР имеют различную нозологическую принадлежность и нередко развиваются в рамках шизофренического процесса. Выявление признаков, свидетельствующих о шизофренической этиологии ОППР, способствуют ранней диагностике этого заболевания, что необходимо для своевременного назначения адекватной терапии.
Существуют данные о возможности раннего распознавания вероятной шизофренической этиологии ОППР на основании выявления определенных наследственных, преморбидных и клинических особенностей.
Так, установлено, что наследственная отягощенность шизофреническими психозами у пациентов с ОППР является существенным фактором риска неблагоприятного течения заболевания с последующей сменой диагноза на шизофрению [6, 8, 16].
Подтверждена связь между наличием шизоидных черт личности в преморбиде и вероятностью распознавания шизофрении у лиц с ОППР [7, 19]. В то же время сообщается, что неблагоприятный прогноз определяется не столько фактом выявления данных личностных особенностей на доболезненном этапе, сколько уровнем социальной адаптации [21], особенно в подростковом и юношеском возрасте [20]. Отмечена связь между низкой преморбидной социальной адаптацией и выраженностью негативной симптоматики после редукции психоза [11, 9, 13]. При ОППР иной этиологии преморбидные нарушения функционирования нехарактерны [18, 19].
Считается, что шизофренические психозы чаще манифестируют в более молодом возрасте, чем ОППР непроцессуального генеза [5, 14, 17, 19].
В качестве клинических особенностей, ассоциированных с вероятной шизофренической этиологией психоза, выделяют следующие: относительно медленный переход из непсихотического состояния в психотическое, затяжное течение психотического эпизода [4, 9, 12], тенденция к систематизации бреда, его интерпретативный характер [2], нарушения формального мышления в структуре психоза [15].