Критические состояния, связанные с сочетанной травмой, занимают особое положение в практике врача. Частота встречаемости закрытой травмы сердца, по данным различных авторов, составляет от 3,5 до 10,2 % [1, 2]. Практически определяющими являются ближайшие 12–24 часа после травмы. Нарушения гемодинамики часто носят необратимый характер. Развитие выраженной кардиореспираторной недостаточности связано не только с проявлениями травматического шока, но и может являться следствием закрытой травмы сердца. Проблема повреждения сердца при политравме усложняется взаимно отягощающими факторами, формирующими порочный круг травматического шока. В основе патогенеза острого периода травматической болезни лежит сочетание несостоятельности защитных процессов срочной компенсации с нарушением жизненно важных функций, представляющее непосредственную угрозу для жизни [1]. Течение острого периода травмы у пострадавших с закрытой травмой сердца во многом зависит от механизма травмы, объема повреждений, а также от возраста пациентов. По данным литературы, повреждения грудной клетки, сопровождавшиеся ушибом сердца, сочетаются с ЧМТ в 46,2 %, с травмой живота — в 38,2 %, с травмой таза и конечностей — в 15 % случаев [4]. Во всех случаях травму сердца маскировали множественные переломы ребер и ушиб легких.
Нами проведено обследование 67 пострадавших с политравмой, у которых одним из ведущих повреждений была травма грудной клетки с ушибом сердца. Эта группа больных представлена различными возрастными категориями (табл. 1).
Летальность у данной категории больных составляет 50 % [2], а по некоторым источникам — 89 %, при этом в первые сутки — около 57 % [3]. По данным нашего приемного отделения Областной клинической больницы, летальность составила 28 случаев (41 %). Из них в первые сутки скончались 11 пациентов (16,4 %). Данные представлены в табл. 2.
Острая сердечная недостаточность является причиной смерти в 5,7–16 % наблюдений [1]. У всех пациентов, погибших в ближайшие 12–24 часа от момента травмы, нарушения гемодинамики проявлялись в виде стойкой гипотензии, резистентной к терапии симпато- и адреномиметиками при условии адекватного обезболивания и проведении инфузионно-трансфузионной терапии.