Следствием аварий, как правило, является необходимость приобретения нового оборудования и восполнения ущерба от недоотпуска продукции. В этих условиях реконструкция энергетики с заменой устаревшего оборудования — оптимальный путь решения проблемы. Но из-за дороговизны оборудования и отсутствия его в достаточном количестве быстро эту проблему не решить. И. В. Игнатьев, В. А. Тихонов из ГОУ ВПО «БрГУ» рассмотрели вопрос диагностики высоковольтного электрооборудования в рабочем режиме.
Решение задачи в большинстве случаев заключается в необходимости организовать эксплуатацию действующего оборудования таким образом, чтобы предотвратить надвигающиеся аварийные ситуации. Для этого необходимо своевременно и точно оценить возникновение и характер развития дефектов в оборудовании. Затем следует их квалифицированно устранить — установив динамику развития наиболее опасных дефектов. С помощью эффективной диагностики можно с достаточной степенью точности планировать и ремонты оборудования. В этом случае появляется возможность оптимизировать систему ремонта оборудования, отказавшись от изжившей себя системы планово-предупредительного ремонта.
Комплекс работ по обнаружению дефектов в электрооборудовании ранее был связан с проведением его испытаний от посторонних источников в отключенном состоянии. Методики выполнения этих работ не давали полной картины состояния диагностируемого оборудования. Причины, как правило, заключались в том, что оборудование, находящееся в рабочем режиме, испытывает комплекс нагрузок, которые невозможно имитировать при испытаниях. Естественно, о динамике старения и прогнозах на следующий ремонт в этом случае не могло быть и речи.
В энергосистемах России, где аварийность основного энергетического оборудования приводит к тяжелейшим последствиям, многие годы разрабатываются и внедряются новые методы диагностики электрооборудования. В первую очередь исследованию подвергается маслонаполненное оборудование: трансформаторы, высоковольтные вводы, выключатели, в частности, изучается изменение физико-химических свойств диэлектриков, конструкций и отдельных узлов. Применение наработанного опыта позволит значительно сократить аварийность, и, что не менее важно, своевременно выполнить ремонты.