По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Диагностика социально-психологической компетентности руководителей малого бизнеса

Крутцова Марина Николаевна канд. психол. наук, заместитель ректора, АУ ДПО ВО «Вологодский институт развития образования», 160011, г. Вологда, ул. Козленская, д. 57 Е-mail: krutcovamn@mail.ru

В статье представлены результаты диагностики социально-психологической компетентности руководителей, которая направлена на оценку личностной готовности руководителя к формированию критериев интерактивной компетентности в пределах малых групп (отделов, подразделений) организации, на выявление способности управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Литература:

1. Гоулман Д . Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 300 с.

2. Пси хологи ческа я ком пе тентность руководителя: учеб.-метод. пос. / автор-составитель М.А. Пономарева. — Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2008. — 400 с.

3. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учеб. пос. — М.: Изд-во ИНС, 2002. — 490 с.

4. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. — М.: Аст Москва; Владимир: ВКТ, 2009. — 478 с.

Опыт развитых стран показал, что развитие рыночных отношений и функционирование рынка требуют развития малого бизнеса и мелкого предпринимательства. В последние годы в нашей стране всё большее внимание уделяется работе предприятий малого бизнеса: обсуждение этих вопросов происходит как на уровне местного самоуправления, так и на уровне субъектов и федерации. Это связано с увеличением доли предприятий малого и среднего бизнеса в экономике страны. Усиление позиций предприятий малого бизнеса в конкурентной борьбе на рынке сегодня зависит от качества управления, в том числе и работы с персоналом.

Совершенствование управления персоналом необходимо рассматривать как один из главных факторов повышения эффективности производства. Поэтому социально-психологическая компетентность как понимание психологии отдельных людей, всего коллектива, умение управлять психическим состоянием людей, формировать здоровый морально-психологический климат в коллективе и на этой основе психологически обеспечивать выполнение конкретных заданий каждым человеком и коллективом в целом становится основой успешного управления предприятием, в том числе малого бизнеса [1].

В связи с этим разработка технологий/програ мм повышения уровня социально-психологической компетентности руководителей предприятий малого бизнеса весьма актуальна [2].

Для разработки направлений повышения социально-психологической компетентности руководителей была проведена оценка этой характеристики у лидеров предприятий малого бизнеса.

Диагностика социально-психологической компетентности руководителей осуществлялась при помощи методик Н.П. Фетискина и Н. Холла. Это личностные опросники, предста вляющие собой перечень вопросов и шкалы для оценки [3, 4].

Методика Н.П. Фетискина направлена на диагностику личностной готовности руководителя к формирова нию критериев интерактивной компетентности в пределах малых групп (отделов, подразделений) организации. Включает шкалы: взаимопознание, взаимопонимание, взаимовлияние, социальная автономность, социальная адаптивность, социальная активность [3].

Для Цитирования:
Крутцова Марина Николаевна, Диагностика социально-психологической компетентности руководителей малого бизнеса. Кадровик. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: