Нетрудно отличить дышащего ребенка от того, кто не дышит. Однако на основании клинических признаков может быть непросто отличить ребенка с компенсаторным увеличением работы дыхания (респираторный дистресс) от того, чье состояние уже декомпенсировано и прогрессивно ухудшается вплоть до полной остановки дыхания (дыхательная недостаточность). Необходимо внимательно относиться к нарушениям дыхания, которые можно устранить простыми средствами (например, назначение кислорода или ингаляция альбутерола). Еще более важно выявить нарушения дыхания, которые могут быстро привести к сердечно-легочной недостаточности. В таких случаях требуется своевременное вмешательство и более сложные методы респираторной поддержки (например, вспомогательная вентиляция комплектом мешок — маска).
Дыхательная недостаточность у младенцев и детей может быстро прогрессировать до остановки дыхания, а затем и до остановки сердца. Хороший результат (т. е. отсутствие неврологических нарушений при выписке из больницы) более вероятен после остановки дыхания, чем после остановки сердца. Если у ребенка произошла остановка сердца, исход, как правило, плохой. Вы можете значительно улучшить исход, если своевременно распознаете и начнете лечить респираторный дистресс и дыхательную недостаточность, и даже остановку дыхания (до развития остановки сердца).
Чем раньше вы обнаружите респираторный дистресс или дыхательную недостаточность и начнете соответствующее лечение, тем выше шансы ребенка на хороший исход.
Лечение ребенка с тяжелым заболеванием или травмой в сочетании с респираторным дистрессом или дыхательной недостаточностью требует понимания основных проблем, связанных с нарушениями дыхания при респираторных заболеваниях. В следующих двух разделах обсуждаются:
• нарушения оксигенации и вентиляции при поражении органов дыхания
• физиология дыхания при поражении органов дыхания
Нарушения оксигенации и вентиляции при поражении органов дыхания
Физиологическое значение системы органов дыхания