Так, температура на поверхности выпускного клапана, контактирующей с отработавшими газами, может достигать 700–900°С. В результате нагрева линейные размеры деталей изменяются существенно, зазор, который специально оставляют в клапанах на случай температурного расширения, может исчезнуть вообще, когда двигатель прогреется как следует.
Если окажется, что после прогрева мотора по причине удлинения стержня клапана зазор между клапаном и толкателем будет выбран полностью или даже сверх нормы, то тарелка клапана не сможет плотно садиться в седло. Из-за этого нарушится герметичность камеры сгорания, потеряется компрессия, двигатель не разовьет полную мощность. Но серьезнее всего то, что ухудшаются условия для «отдыха» тарелки в седле, во время которого она должна охлаждаться. Отсюда перегрев кромок тарелки и их возможное прогорание.
Слишком большой зазор ничуть не лучше. Его последствия: искажаются фазы газораспределения, ухудшается наполнение цилиндров рабочей смесью и удаление отработавших газов, теряется мощность и увеличивается расход топлива. И, конечно, появляются стуки.
Тарелка клапана не возвращается в седло плавно, а, подобно молотку, раз за разом ударяет по седлу. В свою очередь кулачок распредвала бьет по толкателю клапана, энергия удара передается направляющим втулкам, и всюду ударным нагрузкам сопутствует интенсивный износ или даже появление микротрещин, которые способны, например, когда-нибудь вызвать высыпание седла из головки цилиндров.
В общем, начальный зазор в клапанах, называемый тепловым, должен быть строго определенным и соответствующим указанным выше граничным условиям. Таким тепловой зазор выставляют еще на заводе-изготовителе, таким же он должен оставаться в течение всего периода эксплуатации, что, однако, невозможно из-за обычной механической выработки деталей механизма газораспределения. В результате по мере износа характеристики двигателя, зависящие от правильного газораспределения, будут ухудшаться, поэтому зазор в клапанах необходимо периодически проверять и корректировать, о чем обязательно упоминается в инструкциях по эксплуатации. Для регулировки зазора преимущественно используются два способа — с помощью специального винта на коромысле клапана либо подкладыванием между клапаном и толкателем шайб определенного размера. В любом случае процедура эта трудоемкая и предъявляющая повышенные требования к наличию навыков и квалификации у лица, занявшегося регулировкой зазоров.