По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.588

Диагностика мотивационной системы личности при дистанционном обучении русской народной традиционной вышивке

Грязнова Елена Владимировна доктор философских наук, профессор 140155, Россия, Московская область, Раменский район, пос. П. Электроизолятор, д. 67, E-mail: egik37@yandex.ru
Бобыкина Наталия Юрьевна доктор философских наук, профессор Россия, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, E-mail: egik37@yandex.ru

Предметом исследования является разработка методики диагностики мотивационной системы личности при дистанционном обучении русской народной традиционной вышивке на основе «карты интересов». Объектом исследования является дистанционная педагогика. Особое внимание в статье авторы уделяют разработке опросника для определения мотивации обучающегося. Получаемая после обработки результатов «карта интересов» позволяет обучающимся определить необходимый уровень обучения. В работе приводятся результаты апробации разработанной методики. Данная методика позволяет предупредить коммуникативные проблемы в системе «учитель — ученик» при дистанционной форме обучения. В качестве основных методов исследования использовались метод анализа и обобщения, метод практической апробации методики обучения, метод составления опросника, методика «карта интересов».

Литература:

1. Абрамовский А.Л. Дистанционное образование на современном этапе развития российского высшего образования: Дис. канд. соц. наук / А.Л. Абрамовский. — Тюмень, 2014. — 203 с.

2. Аллен М. Е-learning: Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным / Майкл Аллен. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 146 с.

3. Андреев А.А. Педагогика в информационном обществе, или электронная педагогика / А.А. Андреев // Высшее образование в России. — 2011. — № 11. — С. 113–117.

4. Арзуманова Н.В. Использование современных информационных технологий в образовательном процессе / Н.В. Арзуманова // Народное образование. Педагогика. — 2009. — № 113. — С. 86–90.

5. Бобыкина Н.Ю. К вопросу о дистанционном обучении художественной обработке текстиля / Н.Ю. Бобыкина // Современный взгляд на проблемы педагогики и психологии: сборник научных трудов по итогам конференции. — Уфа: ИЦРОН, 2015. — С. 49–51.

6. Бобыкина Н.Ю. Необходимость использования дистанционного обучения русской народной вышивке в учреждениях дополнительного образования / Н.Ю. Бобыкина // Вопросы современной педагогики и психологии: свежий взгляд и новые решения: сборник научных трудов по итогам конференции. — Екатеринбург: ИЦРОН, 2015. — С. 51–53.

7. Вершинин С.И. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) / С.И. Вершинин, М.С. Савина, Л.Ш. Махмудов, М.В. Борисова // Основы профориентологии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — С. 168–173.

8. Грязнова Е.В. Информационная социализация личности // Социология власти. — 2010. — № 1. — С. 18–25.

9. Грязнова Е.В. Информационное взаимодействие в образовании: прогресс или регресс? // Философия и культура. — 2012. — № 7. — С. 123–129.

10. Грязнова Е.В., Зеленов Л.А. Прикладные проблемы философии: научно-педагогический опыт: Монография. — Гжель: ГГУ, 2015. — 164 с.

11. Грязнова Е.В., Матяева И.Н. Деятельностный подход в исследовании ДО // Психология и психотехника. — 2014. — № 3. — С. 304–314.

12. Грязнова Е.В., Скопинцева-Седаш О.Ю. Дистанционная педагогика как научное направление в философии образования // Педагогика и просвещение. — 2015. — № 1. — C. 59–66. DOI: 10.7256/2306-434X.2015.1.14709.

13. Загудина Н.Н. Проблемы развития дистанционной педагогики / Н.Н. Загудина, Б.Н. Невзоров / Вестник Кемеровского госуд. ун-та. — 2014. — Т. 3. — № 4 (60). — С. 64–66.

14. Мартиросян Л.П. Методические рекомендации для специалиста в области дистанционного обучения по разработке Web-сайта / Л.П. Мартиросян, Р.М. Лемех. — 2-е изд. — М.: ИИО РАО, 2010. — 34 с.

15. Носс И.Н. Особенности диагностики познавательной активности как фактора профессионального развития личности // Психология и психотехника. — 2014. — № 5. — C. 546–552. DOI: 10.7256/2070-8955.2014.5.10915.

16. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Под ред. М.К. Акимовой. — СПб.: Питер, 2005. — 304 с.

17. Философская энциклопедия: В 5 т. — Т. 2 / Под ред. Ф.В. Константинова. — М.: Советская энциклопедия, 1960–1970. — 640 с.

18. Шаров В.С. Дистанционное обучение: форма, технология, средство / В.С. Шаров // Народное образование. Педагогика. Известия Росс. гос. ун-та им. А.И. Герцена. — 2009. — № 94. — С. 236–240.

19. Электронный ресурс http://www.vashpsixolog.ru.

Проблема, обозначенная в заголовке статьи, является важным элементом разрабатываемой нами методики дистанционного обучения русской народной традиционной вышивке. Подобная методика востребована сегодня и направлена на помощь возрождающимся художественным вышивальным промыслам и народным ремеслам. Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что впервые в отечественной педагогике предлагается разработка методики мотивационной системы личности при дистанционном обучении русской народной традиционной вышивке. Разработанная методика позволяет выбрать индивидуальную траекторию обучения, расширяет возможности для конструктивного диалога в системе «учитель — ученик» при дистанционной форме обучения. Обучение любому направлению традиционного народного искусства дистанционными методами — задача сама по себе сложная.

И не только потому, что для изучения ручных ремесел требуется тесное сотрудничество «учитель — ученик». А еще и потому, что дистанционное обучение предполагает одновременное вовлечение в образовательный процесс обучающихся разной возрастной категории, разной степени готовности и качества полученных ранее знаний. Это создает предпосылки к составлению курса обучения русской народной вышивке в нескольких вариантах, которые должны быть удобными, понятными и полными для любой аудитории.

При изучении предлагаемых дистанционных электронных курсов по обучению ручной вышивке была выявлена проблема взаимодействия «учитель — ученик» с самого начала внедрения данной методики. Исключением является дистанционный курс обучения золотному шитью в мастерской «Убрус» (Санкт-Петербург), в котором перед началом обучения пользователям предлагается небольшая анкета. Но она, скорее всего, призвана выявить знания у пользователя о технике золотного шитья, о самой мастерской и ее одноименном журнале. На остальных сайтах, где выкладываются подобные курсы, обучающимся сразу же предлагается технология обучения вышивальным швам. При таком подходе раскрывается только одна сторона вышивального мастерства — как вышивать, и не затрагиваются другие вопросы: что вышивать, композиция вышивки, дизайн и конструирование и др. Подобный подход дает не совсем качественный результат обучения, и вместо профессиональных мастеров мы получаем самодеятельное творчество подавляющего большинства участников программы.

Для Цитирования:
Грязнова Елена Владимировна, Бобыкина Наталия Юрьевна, Диагностика мотивационной системы личности при дистанционном обучении русской народной традиционной вышивке. Ученый совет. 2016;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: