По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.423.1

Диагностика магнитной системы асинхронного двигателя

Петушков М. Ю. канд. техн. наук, доцент, профессор кафедры электроники и микроэлектроники, Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 38, Е-mail: petyshkov@magtu.ru
Купцов В. В. канд. техн. наук, ведущий инженер, ООО «Электроремонт» (ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат»), 455000, г. Магнитогорск, ул. Кирова, д. 93, Е-mail: vkupzov@mmk.ru

Рассмотрены методы деструкции и дефекты, появляющиеся в асинхронных двигателях при извлечении обмоток при ремонте. Предлагается анализировать состояние магнитной системы двигателя по форме кривой распределения магнитного потока в воздушном зазоре. Предлагаемая методика исследований на основе конечно-элементной модели асинхронного двигателя позволяет выявлять неисправности двигателя как в электромагнитной, так и в магнитной системе.

Литература:

1. Сарваров А. С. Анализ состояния электроприводов агрегатов ГОП ОАО «ММК» и пути модернизации // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. – 2011. – № 3. – С. 8–11.

2. Сарваров А. С. Разработка методики диагностирования обрыва стержня ротора АД по модулю обобщенного вектора тока // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. Вып. 3. Часть

3. – Тула. – 2010. – С. 67–71.

3. Motor Analysis: Matlab application development for finite element analysis and simulation of induction motors [Электроный ресурс]. – Режим доступа: http://motoranalysis.com (Дата обращения: 23.09.2014).

4. Сарваров А. С. Разработка метода диагностирования асинхронного двигателя на основе конечно-элементной модели. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, 2010. – 141 с.

Асинхронные двигатели (АД) наиболее распространены в промышленной эксплуатации. На долю асинхронных двигателей в промышленности приходится около 90 % всего парка электродвигателей, а их совокупная мощность превышает 60 % [1]. Повышение срока службы таких электродвигателей позволяет увеличить эффективность всего комплекса технологического оборудования в целом в производственной сфере. Актуальны задачи организации квалифицированного и своевременного ремонта. При этом необходимо реализовать системный подход к решению задач ресурсосбережения и снижения затрат, связанных с возвратом в эксплуатацию вышедших из строя электродвигателей.

Предприятия, в составе которых есть организованные ремонтные службы, могут эффективно решать данные проблемы. В качестве положительного примера следует отметить работу сервисных служб по ремонту и диагностированию электродвигателей, весьма эффективно действующую при ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ОАО «ММК»).

На комбинате, который является крупнейшим производителем металлопродукции в мире, парк электродвигателей переменного тока превышает 100 тыс. ед. при диапазоне мощности от 10 кВт до 20 МВт.

Послеремонтный срок службы двигателя после череды ремонтов заметно снижается. Это обусловлено накоплением неисправимых дефектов, вызванных не только старением изоляции в электрической части, но и повреждениями непосредственно в магнитной системе электродвигателя. Последние зачастую возникают в процессе деструкции (извлечения) обмоток из пазов.

В условиях существующих сервисных служб не всегда удается квалифицированно провести предремонтную разборку двигателя. Естественное «спекание» составных частей в процессе длительной эксплуатации не позволяет провести деструкцию поврежденных обмоток без повреждения конструктивных элементов электродвигателя, включая магнитопровод.

Представители ремонтных предприятий отмечают, что любые виды обслуживания часто приводят к возникновению дополнительных дефектов. Даже испытания изоляции обмоток двигателя высоким напряжением способствуют его преждевременному старению и выходу из строя. По этой причине на первый план выдвигается широкий круг задач, связанных с разработкой и внедрением принципиально новых методов неразрушающего контроля состояния электродвигателей.

Для Цитирования:
Петушков М. Ю., Купцов В. В., Диагностика магнитной системы асинхронного двигателя. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: