По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.891:159.972:316.47 DOI:10.33920/med-01-2003-05

Дезадаптивные типы реагирования на учебный стресс студентов-медиков и подходы к психотерапии (результаты транскультурального исследования)

Руженкова Виктория Викторовна кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет Министерства образования и науки РФ, г. Белгород, e-mail: ruzhenkova@bsu.edu.ru
Руженков Виктор Александрович доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет Министерства образования и науки РФ, г. Белгород, e-mail: ruzhenkov@bsu.edu.ru
Гомеляк Юлия Николаевна кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии, ФГАОУ ВО Белгородский государственный национальный исследовательский университет Министерства образования и науки РФ, г. Белгород, e-mail: gomelyak@bsu.edu.ru

У студентов-медиков регистрируется высокий уровень учебного стресса, тревоги, депрессии, симптомов вегетативной дисфункции и суицидальных мыслей, а табакокурение, употребление алкоголя и лекарств для преодоления стресса создает риск формирования аддиктивного поведения. Цель исследования — разработка рекомендаций по повышению толерантности студентов-медиков к учебному стрессу на основе изучения преобладающих типов их реагирования. Обследовано 1045 студентов-медиков 1–6-го курсов: 724 русскоязычных — 537 (74,2 %) лиц женского и 187 (25,8 %) мужского пола и 321 студент из Индии (не владеющих русским языком, обучающихся на английском) — 248 (77,3 %) мужского и 73 (22,7 %) женского пола. Применялись медико-социологический, психометрический и статистический методы исследования. Выделено 7 преобладающих типов реагирования на учебный стресс (адаптивный, невротический, аффективный, личностный, аддиктивный, психосоматический и суицидальный), имеющих различное значение для социально-психологической адаптации. Доминировал аффективный способ (28–30 % дисперсии). Табакокурение и употребление алкоголя создавали риск формирования алкогольной и никотиновой зависимости (11 % дисперсии). Риск психосоматических расстройств у русскоязычных студентов создавали личностный, аффективный, невротический и суицидальный типы, а у иностранных — невротический, аффективный и прием алкоголя. Адаптивный способ и компьютерные игры более присущи для иностранных студентов, а у русскоязычных преобладали невротический и аффективный тип, а также употребление алкоголя и суицидальное поведение. Для повышения резистентности студентов-медиков к учебному стрессу целесообразна реализация программы «Стресс-менеджмент», а для предупреждения невротического и психосоматического типов реагирования — личностно ориентированная психотерапия.

Литература:

1. Руженкова В. В., Руженков В. А., Гомеляк Ю. Н., Боева А. В. Учебный стресс: риск расстройств психического здоровья и формирования суицидального поведения у студентов медиков первого курса. Научные Ведомости БелГУ. 2017; 19 (268–39): 148–157.

2. Руженкова В. В. Учебный стресс как фактор риска формирования аддиктивного поведения, тревожных и депрессивных расстройств у иностранных студентов медиков. Научный результат. Медицина и фармация. 2018. 4 (2): 55–68. DOI: 10.18413/2313-8955-2018-4-2-0-6.

3. Щербатых Ю. В. Психология стресса. — М.: Эксмо. 2006: 304 с.

4. Crego A., Carrillo-Diaz M., Armfield J. M., Romero M. Stress and academic performance in dental students: the role of coping strategies and examination-related self-efficacy. J Dent Educ. 2016; 80 (2): 165–172.

5. Dyrbye L. N., West C. P., Satele D., Boone S., Tan L., Sloan J., Shanafelt T. D. Burnout among U. S. medical students, residents, and early career physicians relative to the general U.S. population. Acad Med. 2014; 89 (3): 443– 451. DOI: 10.1097/ACM.0000000000000134.

6. Gupta S., Choudhury S., Das M., Mondol A., Pradhan R. Factors causing stress among students of a medical college in Kolkata, India. Educ Health (Abingdon). 2015; 28 (1): 92–95. DOI: 10.4103/1357-6283.161924.

7. Hanan M. F. Al Kadri, Mohamed S. Al-Moamary, Elzubair M., Magzoub M. E., AlMutairi A., Roberts C., van der Vleuten C. Exploring factors affecting undergraduate medical students’ study strategies in the clinical years: a qualitative study. Adv in Health Sci Educ. 2011; 16: 553–567.

8. Heinen I., Bullinger M., Kocalevent R.-D. Perceived stress in first year medical students — associations with personal resources and emotional distress. BMC Med Educ. 2017; 17: 4.

9. Jadoon N. A., Yaqoob R., Raza A., Shehzad M. A., Choudhry Z. S. Anxiety and depression among medical students: A cross-sectional study. J Pak Med Assoc. 2010; 60: 699–702.

10. Lovibond P. F., Lovibond S. H. The structure of negative emotional states: comparison of the Depression Anxiety Stress Scales (DASS) with the beck depression and anxiety inventories. Behav. Res. Ther. 1995; 33: 335–342.

11. Ludwig A. B., Burton W., Weingarten J., Milan F., Myers D. C., Kligler B. Depression and stress amongst undergraduate medical students. BMC Med Educ; 2015; 15: 141. DOI: 10.1186/s12909-015-0425-z.

12. Mori S. Addressing the Mental Health Concerns of International Students. Journal of Counseling and Development. 2000; 78: 137–144.

13. Oku A., Oku O., Owoaje E., Monjok E. An assessment of mental health status of undergraduate medical trainees in the university of calabar, nigeria: a cross-sectional study. Open Access Maced J Med Sci. 2015; 3 (2): 356–362. DOI: 10.3889/oamjms.2015.068.

14. Popa-Velea O., Diaconescu L., Mihăilescu A., Jidveian Popescu M., Macarie G. Burnout and its relationships with alexithymia, stress, and social support among Romanian medical students: a cross-sectional study. Int J Environ Res Public Health. 2017; 14 (6): E560. DOI: 10.3390/ijerph14060560.

15. Qamar K., Khan N. S., Bashir Kiani M. R. Factors associated with stress among medical students. J. Pak. Med. Assoc. 2015; 65 (7): 753–755.

16. Reisbig A. M., Danielson J. A., Wu T. F., Hafen M. Jr., Krienert A., Girard D., Garlock J. A study of depression and anxiety, general health, and academic performance in three cohorts of veterinary medical students across the fi rst three semesters of veterinary school. J Vet Med Educ. 2012; 39 (4): 341–358.

17. Rice G. H., Dellwo J. P. Perfectionism and Self-Development: Implications for College Adjust-ment. Journal of Counseling and Development. 2002; 80: 188–196.

18. Rosiek A., Rosiek-Kryszewska A., Leksowski Ł., Leksowski K. Chronic Stress and Suicidal Thinking Among Medical Students. Int. J. Environ Res Public Health. 2016; 13 (2): 212.

19. Spitzer R. L., Kroenke K., Williams J. B., Löwe B. A brief measure for assessing generalized anxiety disorder. Arch Intern Med 2006; 166 (10): 1092–1097.

1. Ruzhenkova V. V., Ruzhenkov V. A., Gomelyak Yu. N., Boeva A. V. Uchebnyy stress: risk rasstroystv psikhicheskogo zdorov›ya i formirovaniya suitsidal›nogo povedeniya u studentov medikov pervogo kursa [Educational stress: the risk of mental health disorders and the formation of suicidal behavior in first-year medical students]. Scientifi c Sheets of BelSU. 2017; 19 (268), vol. 39: pp. 148–157.

2. Ruzhenkova V. V. Uchebnyy stress kak faktor riska formirovaniya addiktivnogo povedeniya, trevozhnykh i depressivnykh rasstroystv u inostrannykh studentov medikov. Nauchnyy rezul›tat [Training stress as a risk factor for the formation of addictive behavior, anxiety and depressive disorders in foreign medical students. Scientifi c result]. Medicine and pharmacy. 2018. 4 (2): 55–68. DOI: 10.18413 / 2313-8955-2018-4-2-0-6

3. Shcherbatykh, Yu. V. Psikhologiya stressa [Psychology of stress]. Moscow: Eksmo, 2006. 304 p.

4. Crego A., Carrillo-Diaz M., Armfield J. M., Romero M. Stress and academic performance in dental students: the role of coping strategies and examination-related self-efficacy. J Dent Educ. 2016; 80 (2): 165–172.

5. Dyrbye L. N., West C. P., Satele D., Boone S., Tan L., Sloan J., Shanafelt T. D. Burnout among U. S. medical students, residents, and early career physicians relative to the general U.S. population. Acad Med. 2014; 89 (3): 443–451. DOI: 10.1097/ACM.0000000000000134.

6. Gupta S., Choudhury S., Das M., Mondol A., Pradhan R. Factors causing stress among students of a medical college in Kolkata, India. Educ Health (Abingdon). 2015; 28 (1): 92–95. DOI: 10.4103/1357-6283.161924.

7. Hanan M. F. Al Kadri, Mohamed S. Al-Moamary, Elzubair M., Magzoub M. E., AlMutairi A., Roberts C., van der Vleuten C. Exploring factors aff ecting undergraduate medical students’ study strategies in the clinical years: a qualitative study. Adv in Health Sci Educ. 2011; 16: 553–567.

8. Heinen I., Bullinger M., Kocalevent R.-D. Perceived stress in first year medical students — associations with personal resources and emotional distress. BMC Med Educ. 2017; 17: 4.

9. Jadoon N. A., Yaqoob R., Raza A., Shehzad M. A., Choudhry Z. S. Anxiety and depression among medical students: A cross-sectional study. J Pak Med Assoc. 2010; 60: 699–702.

10. Lovibond P. F., Lovibond S. H. The structure of negative emotional states: comparison of the Depression Anxiety Stress Scales (DASS) with the beck depression and anxiety inventories. Behav. Res. Ther. 1995; 33: 335–342.

11. Ludwig A. B., Burton W., Weingarten J., Milan F., Myers D. C., Kligler B. Depression and stress amongst undergraduate medical students. BMC Med Educ; 2015; 15: 141. DOI: 10.1186/s12909-015-0425-z.

12. Mori S. Addressing the Mental Health Concerns of International Students. Journal of Counseling and Development. 2000; 78: 137–144.

13. Oku A., Oku O., Owoaje E., Monjok E. An assessment of mental health status of undergraduate medical trainees in the university of calabar, nigeria: a cross-sectional study. Open Access Maced J Med Sci. 2015; 3 (2): 356–362. DOI: 10.3889/oamjms.2015.068.

14. Popa-Velea O., Diaconescu L., Mihăilescu A., Jidveian Popescu M., Macarie G. Burnout and its relationships with alexithymia, stress, and social support among Romanian medical students: a cross-sectional study. Int J Environ Res Public Health. 2017; 14 (6): E560. DOI: 10.3390/ijerph14060560.

15. Qamar K., Khan N. S., Bashir Kiani M. R. Factors associated with stress among medical students. J. Pak. Med. Assoc. 2015; 65 (7): 753–755.

16. Reisbig A. M., Danielson J. A., Wu T. F., Hafen M. Jr., Krienert A., Girard D., Garlock J. A study of depression and anxiety, general health, and academic performance in three cohorts of veterinary medical students across the fi rst three semesters of veterinary school. J Vet Med Educ. 2012; 39 (4): 341–358.

17. Rice G. H., Dellwo J. P. Perfectionism and Self-Development: Implications for College Adjust-ment. Journal of Counseling and Development. 2002; 80: 188–196.

18. Rosiek A., Rosiek-Kryszewska A., Leksowski Ł., Leksowski K. Chronic Stress and Suicidal Thinking Among Medical Students. Int. J. Environ Res Public Health. 2016; 13 (2): 212.

19. Spitzer R. L., Kroenke K., Williams J. B., Löwe B. A brief measure for assessing generalized anxiety disorder. Arch Intern Med 2006; 166 (10): 1092–1097.

У студентов-медиков регистрируется высокий уровень учебного стресса [8], особенно у тех, кто только начинает обучение в вузе [1, 18]. Симптомы учебного стресса выше у иностранных студентов, которые хуже знают местный язык, проживают в общежитии [6], меняют бытовые условия [17] и входят в новую для себя этнокультурную среду [12]. У них же регистрируется высокий риск формирования аддиктивного поведения, тревожных и депрессивных расстройств [2].

Исследования показывают более высокую распространенность депрессии и тревоги среди студентов-медиков, чем у населения в целом и сопоставимых по возрасту сверстников [5]. На третьем году обучения отмечалось значительное увеличение доли учащихся, подверженных риску развития депрессии (39 %), что связано с началом обучения на клинических кафедрах [11]. К четвертому курсу выраженность тревоги и депрессии снижалась, что объясняется адаптацией к стрессу, а на пятом году обучения депрессия вновь возрастала из-за увеличения рабочей нагрузки [9]. Учебный стресс, сопровождаемый беспокойством, тревогой и депрессией, снижал успеваемость [4, 7, 14, 16], что приводило к нарушению способности к эффективной работе, ухудшению отношений, усилению суицидальных тенденций [13] и исключению из вуза [9].

Наибольший стресс у студентов вызывали давление со стороны преподавателей и семьи, конкуренция между учащимися, большие объемы изучаемой информации, увеличение нагрузки перед экзаменами, недостаток времени для повторения материала, неполучение ожидаемых оценок, слишком долгое обучение, необходимость работы с трупным материалом и жесткий распорядок дня, а также недостаточность навыков планирования времени и самодисциплины, неспособность устанавливать приоритеты [15].

Цель исследования — разработка рекомендаций по повышению толерантности студентов медиков к учебному стрессу на основе изучения преобладающих типов реагирования.

В течение 2016–2018 гг. обследовано 1045 студентов-медиков 1–6-го курсов: 724 русскоязычных в возрасте 17– 29 (20,6 ± 2,0) лет — 537 (74,2 %) лиц женского и 187 (25,8 %) мужского пола — «РС» и 321 студент из Индии (не владеющих русским языком, обучающихся на языке-посреднике — английском) в возрасте 17– 30 (22,1 ± 2,3) лет, 73 (22,7 %) лица женского и 248 (77,3 %) мужского пола — «ИС».

Для Цитирования:
Руженкова Виктория Викторовна, Руженков Виктор Александрович, Гомеляк Юлия Николаевна, Дезадаптивные типы реагирования на учебный стресс студентов-медиков и подходы к психотерапии (результаты транскультурального исследования). Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: