Современные реалии российского правотворчества и правоприменения требуют постоянного совершенствования отечественного юридического образования. Одним из эффективных способов консолидации юридических знаний в профессиональной подготовке, в частности, полицейских кадров выступает развитие практически ориентированного клинического образования и дальнейшая институционализация юридических клиник ведомственных вузов системы МВД России.
Первым термин «юридическая клиника» употребил в 1855 г. Дмитрий Иванович Мейер — известный российский юрист-цивилист, преподававший в Казанском и СанктПетербургском университетах. В работе «О значении практики в системе юридического образования» он писал, что «клиника сама по себе означает только применение знания к делу» [1]. Меер обосновал необходимость учреждения юридических клиник для организации практики будущих юристов по аналогии с опытом медицинских факультетов. Первая юридическая клиника, которая называлась «юридической консультацией», была создана педагогом-новатором в Казанском университете в 1961 г., где студентам в ходе консультаций «всех желающих» был показан процесс применения законодательства на практике. В пользу закрепления правовых знаний в ходе реализации практически направленного клинического метода высказывались дореволюционные юристы: А. Люблинский, П. Казанский, Н. Дружинин, И. Иосилевич и многие другие [2, с. 257–262]. Окончательно термин «юридическая клиника» вошел в научный и учебный оборот в конце XIX века в связи с дискуссией о преподавании права в России. В зарубежном юридическом образовании первое упоминание термина «юридическая клиника» относится к 1900 г. в работах немецкого профессора Георга Фроммгольда. В 20–30-х годы XX века идея создания клиник активно обсуждается в Западной Европе и США. Начиная с 60-х годов, и по настоящее время в Западных странах наблюдается бум в развитии клинического юридического образования, когда университеты, частные фонды и предприниматели активно стимулируют развитие юридических клиник.