По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 376 DOI:10.33920/nik-02-2302-05

Деятельность образовательной организации по обеспечению безопасности обучающихся в системе инклюзивного образования

Лебедева Наталия Валерьевна магистрант кафедры экономических и финансовых дисциплин Московского гуманитарного университета Научный руководитель: Мелехина Т.И., канд. экон. наук, доцент кафедры статистики, маркетинга и бухгалтерского учета Московского гуманитарного университета 111395, Российская Федерация, Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: nataly.os2014@gmai.com

В статье рассматриваются категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и особенности их развития, связанные с социализацией. Также обращается внимание на факторы, влияющие на создание условий инклюзивного образования.

Литература:

1. Инденбаум Е.Л. Риски инклюзивного образования школьников с легкими формами интеллектуальной недостаточности // Руснаука.ком [Электронный ресурс]. — URL: http://www.rusnauka.com/8_NMIW_2012/Pedagogica/4_104435.doc. htm (дата обращения 13.12.2021).

2. Кац А.М. Инклюзивное образование: комментарии к закону об образовании // Народное образование. — 2014. — С. 59–64.

3. Туманян Ю.Р., Ищенко-Падукова О.А., Мовчан И.В. Инклюзивное образование — критерий цивилизованности общества и экономики. — Ростов н/Д: НаукаСпектр, 2015. — 88 c.

1. Indenbaum Ye.L. Riski inklyuzivnogo obrazovaniya shkol'nikov s legkimi formami intellektual'noy nedostatochnosti // Rusnauka.kom [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.rusnauka.com/8_NMIW_2012/Pedagogica/4_104435.doc.htm (data obrashcheniya 13.12.2021).

2. Kats A.M. Inklyuzivnoye obrazovaniye: kommentarii k zakonu ob obrazovanii // Narodnoye obrazovaniye. — 2014. — S. 59–64.

3. Tumanyan YU.R., Ishchenko-Padukova O.A., Movchan I.V. Inklyuzivnoye obrazovaniye — kriteriy tsivilizovannosti obshchestva i ekonomiki. — Rostov n/D: Nauka-Spektr, 2015. — 88 c.

Современная государственная образовательная политика направлена на объединение образовательного пространства путем сближения массовой и специальной образовательной систем. На данный момент инклюзивное образование позволяет реализовать права ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) на образование. У родителей детей-инвалидов есть возможность выбрать форму получения общего среднего образования. За последние 5 лет количество школ, адаптированных для инклюзивного образования, увеличилось в 4 раза. На 2020 г. функционировало 10 100 школ, в которых уже введено инклюзивное образование. В таких школах обучаются около 470 тысяч детей-инвалидов. Это дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, поведения и сложными нарушениями развития.

Определенная часть детей не способна обучаться в школе по причине состояния здоровья. Но для многих детей с ОВЗ, например с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, общее среднее образование вполне доступно.

Внедрение программы инклюзивного образования, по мнению специалистов, в настоящий момент должно преодолеть множество проблем, основными из них являются:

1) неготовность общества к инклюзии;

2) недостаточное количество специалистов, способных осуществлять образовательный процесс в условиях инклюзии;

3) недостаточное техническое оснащение процесса инклюзивного образования и образовательного пространства.

Образовательные организации, решившиеся на реализацию инклюзивного образования, должны практически пересмотреть всю организацию учебного процесса — от предоставления доступной для инвалидов среды на всей школьной территории до возможности получения всего спектра образовательных услуг. Немаловажное место среди этих проблем играет и обеспечение безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В наше время существует острая потребность в понимании проблем детей, имеющих задержки в психическом и физическом развитии, необходимо их уважать и признавать их права на образование, желание обучаться вместе с остальными детьми на равных правах.

Для Цитирования:
Лебедева Наталия Валерьевна, Деятельность образовательной организации по обеспечению безопасности обучающихся в системе инклюзивного образования. Ученый совет. 2023;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: