Современная государственная образовательная политика направлена на объединение образовательного пространства путем сближения массовой и специальной образовательной систем. На данный момент инклюзивное образование позволяет реализовать права ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ) на образование. У родителей детей-инвалидов есть возможность выбрать форму получения общего среднего образования. За последние 5 лет количество школ, адаптированных для инклюзивного образования, увеличилось в 4 раза. На 2020 г. функционировало 10 100 школ, в которых уже введено инклюзивное образование. В таких школах обучаются около 470 тысяч детей-инвалидов. Это дети с нарушениями слуха, зрения, речи, интеллекта, заболеваниями опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, поведения и сложными нарушениями развития.
Определенная часть детей не способна обучаться в школе по причине состояния здоровья. Но для многих детей с ОВЗ, например с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, общее среднее образование вполне доступно.
Внедрение программы инклюзивного образования, по мнению специалистов, в настоящий момент должно преодолеть множество проблем, основными из них являются:
1) неготовность общества к инклюзии;
2) недостаточное количество специалистов, способных осуществлять образовательный процесс в условиях инклюзии;
3) недостаточное техническое оснащение процесса инклюзивного образования и образовательного пространства.
Образовательные организации, решившиеся на реализацию инклюзивного образования, должны практически пересмотреть всю организацию учебного процесса — от предоставления доступной для инвалидов среды на всей школьной территории до возможности получения всего спектра образовательных услуг. Немаловажное место среди этих проблем играет и обеспечение безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья.
В наше время существует острая потребность в понимании проблем детей, имеющих задержки в психическом и физическом развитии, необходимо их уважать и признавать их права на образование, желание обучаться вместе с остальными детьми на равных правах.