По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 94 DOI:10.33920/nik-02-2307-07

Девичество как феномен русской дворянской культуры XVIII — середины XIX в. и ее современные метаморфозы

Мержеевская Арина Дмитриевна студентка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48, эл. адрес: 1404arina@rambler.ru
Л.М. Мосолова научный руководитель, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории культуры Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 191186, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург, Набережная реки Мойки, д. 48

Целью данной статьи является гендерно-культурное исследование одного из этапов жизненного цикла российских дворянок — девичества, его особенностей и отличительных черт от любого другого периода жизни женщины. Особенно важно проанализировать феномен девичества в русской дворянской культуры в XVIII — середине XIX в. через изучение аспектов самоидентификации и телесности, а также наследия этой культуры в современном мире.

Литература:

1. Архипова Н.Г. Рукописные девичьи альбомы: жанрово-тематическое своеобразие // Слово: фольклорно-диалектологический альманах. — 2006.

2. Белова А.В. «Четыре возраста женщины»: Повседневная жизнь русской провинциальной дворянки XVIII — середины XIX в. / А.В. Белова. — СПб.: Алетейя, 2014. — 480 с. — (Серия «Гендерные исследования»).

3. Белова А.В. Девичество Российской дворянки XVIII — середины XIX века: телесность, сексуальность, гендерная идентичность // Женщина в российском обществе. 2006. №4.

4. Белова A.B. Русская девушка-дворянка: сексуальность и гендерная идентичность (XVIII — первая половина XIX вв.) // Новый исторический вестник. — 2007. — №16.

5. Лабзина А.Е. Указ. соч. С. 27, 28; Ржевская ГИ. Указ. соч. С. 45, 61; ГАТО. Ф. 1016. Оп. 1. Д.45. Л. 21,33, 92.

6. Линн Линтон Э. Девушка эпохи // Saturday Review. — 1868. — №14 марта. — С. 339.

1. Arkhipova N. G. Rukopisnyye devich'i al'bomy: zhanrovo-tematicheskoye svoyeobraziye // Slovo: fol'klorno-dialektologicheskiy al'manakh. — 2006.

2. Belova A.V. «Chetyre vozrasta zhenshchiny»: Povsednevnaya zhizn' russkoy provintsial'noy dvoryanki XVIII — serediny XIX v. / A.V. Belova. — SPb.: Aleteyya, 2014. — 480 s. — (Seriya «Gendernyye issledovaniya»).

3. Belova A.V. Devichestvo Rossiyskoy dvoryanki xviii — serediny xix veka: telesnost', seksual'nost', gendernaya identichnost' // Zhenshchina v rossiyskom obshchestve. 2006. №4.

4. Belova A.V. Russkaya devushka-dvoryanka: seksual'nost' i gendernaya identichnost' (XVIII — pervaya polovina XIX vv.) // Novyy istoricheskiy vestnik. — 2007. — №16.

5. Labzina A.Ye. Ukaz. soch. S. 27, 28; Rzhevskaya GI. Ukaz. soch. S. 45, 61; GATO. F. 1016. Op. 1. D.45. L. 21,33, 92.

6. Linn Linton E. Devushka epokhi // Saturday Review. — 1868. — №14 marta. — S. 339.

Долгое время девушка не воспринималась обществом как культурный и / или социальный феномен, скорее как промежуточный этап между детством и замужеством, уже «полноценным», в глазах общества, положением женщины. Период девичества не ограничивался определенным возрастом, хотя, безусловно, примерные границы, зависящие от брачного возраста, все же имелись (вплоть до 1780-х годов обычный брачный возраст дворянок составлял 14–16 лет (иногда даже 13), на рубеже XVIII–XIX вв. — 17–18 лет, к 1830-м годам — 19–21).

Только с конца XIX века в научно-популярных публикациях девушка начала представать в качестве объекта, отражающего масштабные культурные преобразования [1], а в XX веке вместе с феминизацией общества возрос интерес и к гендерным изысканиям. Период девичества начал подробно изучаться в научном сообществе совсем недавно, еще хуже дело обстоит с научными изысканиями о юных дворянках. Возможно, этот феномен объясняется кажущейся очевидностью вопроса и квазихрестоматийностью образа русской дворянки в отечественной литературе (сразу приходящие на ум Лиза И.С Тургенева из «Дворянского гнезда», Татьяна А.С. Пушкина из «Евгения Онегина», Наташа Л.Н. Толстого из «Войны и мира»), девушка-дворянка здесь является любимой фигурой русских писателей вплоть до XIX в. Из-за этой популярности в литературе научный анализ юной русской аристократки отходит на второй план вследствие кажущейся легкости вопроса, мнимой очевидности характера. «Литературные образы были репрезентацией мужского взгляда на девушку-дворянку, так как воспроизводили мысли, чувства, переживания, мотивации, которые, с точки зрения авторов-мужчин, якобы должны были быть ей присущи», — пишет Белова А.В. в своей статье, посвященной телесности и гендерной идентичности российской дворянки в период девичества [2]. Таким образом появился характер, созданный, чаще всего, взрослым мужчиной, а значит не способный полностью достоверно описать все ступени личностного развития, аспектов женской сексуальности и телесности, особенностей поиска и осознания гендерной идентичности.

Для Цитирования:
Мержеевская Арина Дмитриевна, Л.М. Мосолова, Девичество как феномен русской дворянской культуры XVIII — середины XIX в. и ее современные метаморфозы. Ученый совет. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: