По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.5

Детище ЦТКБ Минречфлота

Бирюков М.И. научный редактор, журнал «Техника — молодежи», г. Москва

Появление необычного судна связано с тем, что к концу 1950-х гг. в СССР в очередной раз обострилась ситуация с пассажирским транспортом. Поощряемые правительством освоение новых площадей, бурное развитие туризма и массовое строительство дач уперлись в вечную проблему отсутствия дорог. Существующие же речные суда обладали малой скоростью, большой осадкой и не могли подходить к необорудованному берегу. Было принято решение строить супертеплоход, способный развивать большую скорость и причаливать в любом месте.

Официальное название: теплоход типа «Заря» — глиссирующее судно с водометным движителем для перевозки пассажиров по рекам и озерам в светлое время суток. Так называлась серия советских пассажирских скоростных речных судов, их часто называли «речной автобус» за вполне автобусную, а совсем не корабельную рубку-кабину спереди. Ну и за скорость, разумеется, почти как у автобуса! Строились эти теплоходы на Московском судостроительном и судоремонтном заводе по двум проектам «946» (с 1965 по 1981 г.) и «Р-83» (с 1971 по 1985 г.).

Разработку проекта выполнили специалисты ЦНИИ им. академика Крылова (гидродинамика, движительно-рулевой комплекс), ЦТКБ Минречфлота (конструкция, строительство опытных экземпляров) и Московского судостроительного и судоремонтного завода (технология). Руководил проектированием Оскольский А.А.

Разработка проекта судна началась в 1962 г. В конструкцию был заложен ряд новшеств, не имеющих на тот момент аналогов в отечественной и даже мировой практике. Обводы сделали комбинированными — в носовой части обратная килеватость («морские сани»), а в кормовой части — нормальная килеватость. Одноступенчатый водомет диаметром 700 мм и рабочим колесом из железоникелевой бронзы без спрямляющего аппарата сочетался с мощным двигателем, воздушной смазкой днища (впервые в мире!) и отсутствием свисающего под ним руля. Все эти особенности должны были обеспечить скорость 40–45 км/ч и универсальность в причаливании. Ходовая рубка расположилась спереди, что было удобно при наблюдении за процессом причаливания и придавало судну вид автобуса. Широкое использование алюминия и стеклопластика — дань моде и стратегии 1960-х, гарантировала легкость и коррозионную стойкость. Дизайн был вполне современным для тех лет: стремительный силуэт, большие окна и непременная звездочка или герб СССР на «груди».

Заводом выпускались суда с номерами вместо имени («Заря 1», «Заря 2»). Усовершенствованные теплоходы проекта Р-83 носили название «Заря-Р», при этом буква «Р» ставилась после числа, например, «Заря-208Р».

Для Цитирования:
Бирюков М.И., Детище ЦТКБ Минречфлота. Конструкторское Бюро. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: