Регулирующая функция налогообложения обусловливает его влияние на социально-экономическое развитие страны. Актуальной задачей на сегодняшний день является повышение уровня национального богатства. Решение названной задачи сопряжено с достижением роста производительности труда, что подтверждается реализацией национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» [2]. Нацпроект рассчитан на пять лет — до конца 2024 г., включает ряд мер по повышению производительности труда, в том числе по налоговому стимулированию. Для их выполнения подписано генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ на 2018–2020 гг. Согласно этому Соглашению (п. 1.7), приняты обязательства по анализу применяемых мер налоговой поддержки, а также по разработке предложений по повышению эффективности налоговой политики [1]. Информацией о состоянии и инструментом обеспечения роста производительности труда, его качества и справедливости оплаты труда является налоговая нагрузка [7]. Поэтому представляется актуальным рассмотреть подходы к оценке налоговой нагрузки как интегрального показателя баланса экономической и бюджетной политики.
Оценка налоговой нагрузки с использованием абстрактно-логического, монографического методов, корреляционного анализа.
Компания PWC выпускает ежегодный бюллетень PayingTaxes по 190 странам мира, в котором представлена среди других показателей налоговая нагрузка на труд [8]. Этот показатель рассчитывается как отношение суммы налогов и обязательных взносов, подлежащих уплате, к величине прибыли до налогообложения условной компании среднего размера. Так, согласно данным, опубликованным PWC, в 2018 г. общая нагрузка на труд в России составила 36,6 %, а этот же показатель в среднем по миру — 16,3 %, т. е. более чем в 2 раза ниже. При этом исследования показывают, что налоговая нагрузка на труд за последние 10 лет увеличилась на 4,6 %. Изменение значений налоговой нагрузки за последние пять лет в среднем по России показано на рисунке 1.