Сохраняя привычный подход оценки эффективности различных служб и функций внутреннего контроля, мы разработали методику оценки функционирования системы внутреннего контроля. В нашей методике мы учитывали тот факт, что система внутреннего контроля компании организована на базе положений COSO (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission) — наиболее распространенной модели, базирующейся на процессном и риск-ориентированном подходах. Разработанная нами методика оценки способствует повышению эффективности, объективности и сохраняет простоту оценки системы внутреннего контроля. В методике мы закладываем, что на достижение цели организации оказывают влияние пять компонентов системы внутреннего контроля: контрольная среда, оценка рисков, процедуры внутреннего контроля, информация и коммуникации, мониторинг.
Таким образом, оценив наличие и работу пяти компонентов участников процесса в разрезе целей, мы можем дать оценку системы внутреннего контроля. В нашей методике одним из подходов является тестирование текущего состояния и эффективности каждого компонента системы внутреннего контроля, позволяющее выявить факторы, влияющие на уровень развития системы внутреннего контроля в рамках каждой цели. Деятельность Общества может являться технологически сложной. В таком случае анализ системы внутреннего контроля операционных целей должен рассматриваться техническими специалистами, комплаенс — экспертами в области юриспруденции.
В рамках нашей статьи рассмотрена методика детального тестирования системы внутреннего контроля цели в области подготовки отчетности, в том числе комплаенс в части законодательства о бухгалтерском учете и налогообложении. Полученные в ходе процедуры оценки комментарии, выявленные нарушения, выполненные расчеты и пр. подлежат отражению в рабочих документах внутреннего аудитора с целью создания информационной базы по оценкам системы внутреннего контроля и документального подтверждения мнения о ее эффективности. Это могут быть, протоколы встреч с руководством и сотрудниками оцениваемого бизнес-процесса, копии первичных документов, расчеты, бухгалтерские справки и иные документы, полученные как на бумажном, так и электронном носителе.