Если вы работаете в охране труда и смежных областях, то проводите инструктажи или каким-то другим образом в них участвуете.
Во время вводного инструктажа новый сотрудник или подрядчик знакомится со службой охраны труда. Человек оценивает по инструктажу, как поставлена работа с охраной труда на предприятии.
Если инструктаж проведен плохо или не проведен вообще, то впечатление будет соответствующее. Но это еще полбеды. Как вы думаете, сколько информации из вводного инструктажа сможет воспроизвести сотрудник на следующий день?
Главная задача инструктажей — научить человека безопасной работе. Для этого и проводится обучение по охране труда. То есть инструктаж — это такой вид быстрого обучения.
Далее мы разберем приемы, которые помогают сделать обучение эффективнее. Приемы собраны из собственной практики обучения взрослых и материалов по этой теме.
Есть общие особенности проведения инструктажей. Инструктажи по охране труда проводятся для взрослых людей и для совершенно разных сотрудников, которые отличаются по возрасту, опыту, уровню должности, национальности и т. д. Время инструктажа, как правило, ограничено.
Предлагаемые приемы — это не готовая методика или призыв к тому, чтобы переделать вашу систему проведения инструктажей. В каждой организации складывается своя система и стиль проведения инструктажей. Приемы помогут усовершенствовать, проэкспериментировать, добавить что-то новое в этот знакомый всем процесс.
Итак, приемы — как можно добиться большего эффекта от инструктажа:
Человеку комфортно, если он знает, что и как будет, сколько времени, что он будет делать. Нужно об этом сказать. Он лучше настроится на процесс. После объяснения структуры, как правило, человеку понятно, как он проведет ближайшее время. Общая структура: рассказать, что будет, — провести инструктаж — подведение итогов (самое важное).
Хорошей практикой перед любым обучением будет короткий разговорзнакомство, если это позволяют условия. Это дает возможность снять напряжение, скованность с сотрудника или подрядчика. Простые, доброжелательные вопросы «Как настроение?», «Какие новости?», «Откуда приехали?» создают более доверительную обстановку. А вам позволят оценить, в каком состоянии сотрудник, подрядчик или группа сотрудников и как у них вообще с русским языком. Здесь стоит напомнить, что не всегда нужно «растопить лед». Если это необходимо — можно создавать атмосферу «Мы здесь не шутим!». Тогда никаких разговоров — только команды и отстраненность. Иногда и так нужно.