По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Десять лет Болонского эксперимента в России

Нур Серикович Кирабаев проректор по научной работе, заведующий кафедрой истории философии факультета гуманитарных и социальных наук, ФГБОУ ВПО «Российский университет дружбы народов», доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Россия, 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6, e-mail: nich@rad.pfu.edu.ru

РУДН — один из передовых вузов страны по уровню международного сотрудничества в рамках Болонского процесса. Исторически имея огромное количество иностранных студентов, университет заинтересован в обеспечении конкурентоспособности и универсальности выданных им документов об образовании. И в этом контексте опыт РУДН представляет несомненный интерес. О преимуществах Болонской системы и особенностях ее реализации рассказывает проректор по научной работе, заведующий кафедрой истории философии факультета гуманитарных и социальных наук РУДН Н.С. Кирабаев.

Интервью с Нуром Сериковичем Кирабаевым, проректором по научной работе РУДН, заведующим кафедрой истории философии факультета гуманитарных и социальных наук

Interview to Kirabayev Nur Serikovich, vice rector for scientifi c work of RUDN, head of the department of history of philosophy of faculty of humanitarian and social sciences

— Нур Серикович, относительно присоединения России к Болонскому процессу до сих пор ведутся дискуссии. Есть ли общепринятая точка зрения относительно продуктивности принятого решения?

— Осенью 2003 года на встрече министров образования европейских государств в Берлине Россия официально присоединилась к Болонскому процессу в Европе. 10 лет — это срок, когда впору подводить первые итоги, но у нас до сих пор не утихают дискуссии о целесообразности этого шага и не хватает понимания его целей и методов.

Убежден, что ясность в этом вопросе должна возникнуть в первую очередь в молодежной среде, являющейся главным потребителем новых образовательных услуг; во-вторых, у профессорско-преподавательского состава, на чьи плечи ложится основной груз по внедрению новых методик в учебный процесс; в-третьих, у работодателя, которому с подготовленными этой системой кадрами потом иметь дело на рынке труда.

В Европе эта образовательная реформа созрела как следствие общих объединительных процессов в экономике, а следовательно, и на рынке труда, который должен был работать по принципу сообщающихся сосудов. Появилась потребность в унифицированной шкале оценки квалификации кадров в целях обеспечения внутриевропейской мобильности. И тут сразу встает вопрос — что качественно нового Россия получит от перехода на европейскую систему образования? Или же это было просто данью моде и очередным малосодержательным шагом навстречу Западу?

Анализируя десятилетний опыт болонского эксперимента в России, можно констатировать внутреннюю противоречивость и амбивалентность каждого из его элементов, наличие как преимуществ, так и недостатков. Одной из главных целей этих преобразований декларируется потребность в признании нашего образования на Западе. С одной стороны, это, конечно, хорошо. Облегчаются международные обмены, стажировки, решаются конкретные проблемы с трудоустройством, повышается наша привлекательность на международном рынке образования. Но европейский рынок труда более конкурентоспособен, чем российский. Получается, что мы не только облегчаем процесс утечки мозгов из нашей страны, но и за государственный счет будем готовить кадры для Европы, мало что получая взамен и консервируя свой статус придатка развитого мира.

Для Цитирования:
Нур Серикович Кирабаев, Десять лет Болонского эксперимента в России. Ученый совет. 2014;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: