Эксперты по рынку труда высказали свои тезисы о том, как можно было бы изменить существующую в Беларуси систему защиты от безработицы. Глобальных проблем с безработицей в Беларуси сейчас нет. По данным Белстата, фактическая безработица составляет около 4,4 %.
«Для развитой страны 5 % — это так называемая естественная безработица, которая складывается из людей, меняющих работу, переобучающихся, переезжающих и т. д.», — говорит старший научный сотрудник Белорусского экономического образовательно-исследовательского центра BEROC Лев Львовский.
Тем не менее несколько месяцев подряд предприятия активнее увольняют сотрудников, чем берут на работу.
«Если смотреть по регионам, то больше всего рабочей силы потеряли Гомельская и Могилевская области. В разрезе отраслей это промышленность (в первую очередь текстильная и обрабатывающая), энерго- и газоснабжение, а также образование и здравоохранение, — рассказывает заместитель председателя Федерации профсоюзов Беларуси Елена Манкевич. — Причины тому разные: и оптимизация энергетической отрасли, и так называемые скрытые сокращения в промышленности, и падение престижа отдельных профессий, в том числе из-за низких заработных плат. Но если обобщать, то нужно говорить о том, что весь рынок труда сегодня переживает трансформацию».
Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик отмечает, что в этих изменившихся условиях прежняя система защиты от безработицы больше не справляется со своими задачами.
«Можно сказать, что сейчас социальная защита безработных в Беларуси отсутствует, — говорит Александр Чубрик. — Еще 5–7 лет назад такая ситуация в принципе была нормальной. Нынешняя система создавалась в те времена, когда государство активно поддерживало госпредприятия, которые были нанимателем в последней инстанции. Человек мог рассчитывать на то, что хоть какую-то работу он найдет, пускай и за небольшие деньги. По этой причине любая социальная защита безработных просто не была нужна. Более того, если человек не работал, то у него был колоссальный стимул работу найти, потому что ему никто не помогал финансово. Но затем ситуация изменилась: у государства стало гораздо меньше денег, и оно уже не могло вкладывать столько в поддержку госпредприятий. Если посмотреть на динамику занятости на госпредприятиях за последние годы, то видно, что люди стали оттуда уходить».