Денежно-кредитная или монетарная политика, проводимая центральным банком США — Федеральной резервной системой (ФРС), является важнейшей частью государственной политики США, направленной на повышение общего благосостояния своей страны. Вместе с тем в силу размеров американской экономики и роли доллара как важнейшей валюты в международных операциях политика ФРС оказывает существенное воздействие на экономику других стран, в том числе и России. В настоящее время, после длительного периода экономического оживления, последовавшего за кризисом 2007–2009 гг., экономика США стала намного сильнее, чем прежде: уровень безработицы крайне низок, а инфляция практически соответствует целевому показателю 2 %, которую ставит перед собой ФРС. С учетом этих факторов ФРС в декабре 2015 г. начала процесс нормализации денежной политики, т. е. переход к от нулевых к положительным значениям своей целевой ставки, полагая, что макроэкономическое равновесие экономики при более высоких, чем последние 10 лет, процентных ставках полезнее для экономики США.
Однако нормализация включает в себя не только отрыв целевой ставки ФРС от нуля, но и сокращение баланса ФРС, а также трансформацию долгосрочной инфраструктуры имплементации денежной политики. Эти процессы будут длительными и нелегкими. Есть основания предполагать, что «нормализованная» денежная политика все равно не будет прежней, какой она была до кризиса 2007–2009 гг. В статье рассматриваются вопросы эволюции денежной политики США за последние 25 лет, причины использования неконвенциональных инструментов, а также факторы и последствия ее последующей нормализации.
Главной задачей ФРС в соответствии с законом о ФРС является «достижение максимального уровня занятости, стабильных цен и умеренных долгосрочных процентных ставок»1 . И хотя закон ставит перед ФРС три цели, речь обычно идет о двойном мандате со стороны Конгресса США (максимальная занятость — стабильные цены), выполнение которого также непросто.
Проблема ФРС заключается в том, что важнейшие переменные прямо не подвластны ФРС. Кроме того, инструменты, которые доступны ФРС (операции на открытом рынке, изменение целевой ставки процента, изменение нормы обязательного резервирования, кредитование через дисконтное окно и т. д.), приводят к цели лишь по прошествии некоторого периода времени, обычно больше года, и, соответственно, решения ФРС должны быть заблаговременными.