Ни для кого не секрет, что обучение сотрудников является одним из основных факторов, влияющих на развитие и успех организации. В условиях постоянно меняющейся внешней среды предприятия вынуждены приспосабливаться и вырабатывать гибкость и устойчивость. Работники также должны быть готовы к данным условиям и иметь актуальные методы решения рабочих задач, что позволяет организации обеспечить ее кадровое преимущество и, следовательно, высокую конкурентоспособность. Навыки и гибкость сотрудников помогает развить регулярное проведение обучающих мероприятий.
Обучение — это приобретение новых знаний и навыков, необходимых для эффективного выполнения работы. Один из показателей заинтересованности компании в обучении ее сотрудников — количество затрат на проведение подобного рода мероприятий. Успешные организации тратят до 4% заработной платы персонала непосредственно на их обучение [1].
Существует множество различных видов обучения, которые можно разделить на две большие группы: обучение на рабочем месте и вне рабочего места [2].
Первая представляет собой набор методов, реализуемых непосредственно на производстве или во время него. Например, наставничество, инструктаж, ротация кадров и т. д.
Вторая — методы, которые можно применять удаленно от рабочего места, и их эффективность не упадет. Это такие методы, как лекции, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, видеообучение и т. д.
Каждый метод по-своему хорош и эффективен в определенных условиях, так что организации следует индивидуально подходить к выбору методов обучения своих сотрудников.
Одним из популярных методов обучения в организации является деловая игра — комплексный методический прием обучения персонала, при котором персонал компании, в первую очередь, учится обучению в условиях, приближенных к реальности, это имитация рабочего процесса, моделирование в похожих условиях, а также упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками деловой игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они ежедневно решают в своей профессиональной деятельности, данные задачи могут быть самыми разнообразными, например, выполнение индивидуального плана продаж или презентация нового вида продукции, открытие магазина и др.