По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.103

Деловые игры как эффективный метод обучения

Дудникова М. В. Институт права и управления, Московский городской педагогический университет, г. Москва, email: masha_dudnikova@mail.ru
Муравьева Н. А. Институт права и управления, Московский городской педагогический университет, г. Москва, e-mail: ntli.m@mail.ru
Колесников А. В. канд. экон. наук, доцент кафедры организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В статье рассмотрены основные принципы и особенности деловой игры. Показаны главные преимущества и отличия деловой игры от других методов обучения. Также пояснены цели проведения этого вида обучения в организации.

Литература:

1. Управление человеческими ресурсами / Л.С. Шаховская, И.А. Морозова, Е. Г. Гущина, О. С. Пескова — М.: КноРус, 2017. — 148 с.

2. Темнова И. О. Методы обучения работников в современных организациях // Проблемы науки. — 2018. — №9 (33). — С. 50–60.

3. Щербатых Ю. В. Психология труда и кадрового менеджмента / Ю.В. Щербатых. — М.: КноРус, 2017. — 248 c.

4. Колущинская О. Ю. Учебный процесс в современных условиях / О. Ю. Колущинская // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2014. — №1 (19). — С. 102–104.

5. Современные методы обучения персонала // www.ngpc.ru / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ngpc.ru/forum2010/ Articles/Learnining%20methods. pdf/ (дата обращения: 05.01.20).

6. Мельничук А. В. Игровые методы в обучении персонала // Материалы Афанасьевских чтений. — 2016. — №1 (14). — С. 128–134.

7. Федорова Н. В. Экономика труда / Н. В. Федорова, О. Ю. Минченкова. — М.: КноРус, 2016. — 232 c.

8. Сидоров Н. В. Экономический рост и подготовка талантливых специалистов // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2015. — №11–12. — С. 52–54.

9. Выученная беспомощность как фактор, тормозящий развитие личности // Максимова Е. О., Колесников А. В. В сборнике: Государственное и муниципальное управление в современной России: проблемы и пути решения. Дни науки в МГПУ / Ю.В. Гуськов, Ю.Н. Бодина, Е.Ю. Алексейчева, Ю. В. Ярмак. — М., 2019. — С. 145–147.

10. Сидорова В. Н., Сидоров Н. В. Управление процессом трудовой адаптации в организации // // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2018. — №4. — С. 68–77.

11. Проблема интернет-зависимости у подростков // Смилянец Е.А., Колесников А. В. В сборнике: Государственное и муниципальное управление в современной России: проблемы и пути решения. Дни науки в МГПУ. Ю.В. Гуськов, Ю.Н. Бодина, Е.Ю. Алексейчева, Ю. В. Ярмак. — М., 2019. — С. 69–72.

12. Тяпкина С. А., Колесников А. В. Модель развития и становления психологических факторов в управлении персоналом и их воздействие на сотрудников предприятий // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2020. — №1. — С. 71–78.

13. Исправникова К. В., Колесников А. В. Особенности межпоколенческих конфликтов в современных организациях // Человеческий капитал и профессиональное образование. — 2019. — №3 (29). — С. 65–69.

Ни для кого не секрет, что обучение сотрудников является одним из основных факторов, влияющих на развитие и успех организации. В условиях постоянно меняющейся внешней среды предприятия вынуждены приспосабливаться и вырабатывать гибкость и устойчивость. Работники также должны быть готовы к данным условиям и иметь актуальные методы решения рабочих задач, что позволяет организации обеспечить ее кадровое преимущество и, следовательно, высокую конкурентоспособность. Навыки и гибкость сотрудников помогает развить регулярное проведение обучающих мероприятий.

Обучение — это приобретение новых знаний и навыков, необходимых для эффективного выполнения работы. Один из показателей заинтересованности компании в обучении ее сотрудников — количество затрат на проведение подобного рода мероприятий. Успешные организации тратят до 4% заработной платы персонала непосредственно на их обучение [1].

Существует множество различных видов обучения, которые можно разделить на две большие группы: обучение на рабочем месте и вне рабочего места [2].

Первая представляет собой набор методов, реализуемых непосредственно на производстве или во время него. Например, наставничество, инструктаж, ротация кадров и т. д.

Вторая — методы, которые можно применять удаленно от рабочего места, и их эффективность не упадет. Это такие методы, как лекции, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, видеообучение и т. д.

Каждый метод по-своему хорош и эффективен в определенных условиях, так что организации следует индивидуально подходить к выбору методов обучения своих сотрудников.

Одним из популярных методов обучения в организации является деловая игра — комплексный методический прием обучения персонала, при котором персонал компании, в первую очередь, учится обучению в условиях, приближенных к реальности, это имитация рабочего процесса, моделирование в похожих условиях, а также упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Перед участниками деловой игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они ежедневно решают в своей профессиональной деятельности, данные задачи могут быть самыми разнообразными, например, выполнение индивидуального плана продаж или презентация нового вида продукции, открытие магазина и др.

Для Цитирования:
Дудникова М. В., Муравьева Н. А., Колесников А. В., Деловые игры как эффективный метод обучения. Лин-технологии: Бережливое производство. 2022;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала