* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2022. — № 9.
Статья поступила 20.03.2022.
2.1. Информационно-проблемное поле
Уникальным явлением русской художественной культуры является народный костюм, в котором отчетливо отразились и отголоски языческих славянских представлений, и элементы древнерусской одежды, и влияние «больших» художественных стилей XVIII–XX вв.
Традиционный костюмный комплекс формировался на протяжении веков; его особенности зависят от пола (мужской/женский), назначения (праздничный, свадебный, повседневный), возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи). На разнообразие его элементов существенное влияние оказывают регион бытования, художественные и ремесленные традиции каждой местности. Наиболее отчетливо эта тенденция нашла отражение в конструктивных и декоративных особенностях женского костюма, в связи с чем этнографы выделяют четыре его комплекса (по основной форме верхней одежды замужней женщины): с поневой (характерен для южных губерний); с сарафаном (северные губернии, Поволжье, Сибирь, Урал); с кубельком (казачки); с юбкой-андараком (однодворцы).
Немаловажную роль в облике костюма играют особенности силуэта, используемые материалы, обусловленные статусом его обладателя. Наряды зажиточных горожанок и купчих сшиты из дорогих тканей — парчи, штофа, шелка; декорированы кружевом, позументом, филигранными пуговицами. Крестьянская одежда выполнена главным образом из тканей домашнего изготовления (льна, пестряди); в роли украшений выступают пуговицы, бисер, перышки птиц, часто — жемчуг или цветные стекла.
Изначально распространенный и в крестьянской, и в княжеской среде, русский национальный костюм становится преимущественно народной одеждой после реформ Петра I. Однако некоторые его формы органично входят и в придворный костюм (так называемое «русское платье»).
В процессе знакомства с образцами традиционного русского костюма вы столкнетесь с вопросами: