По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.032 DOI:10.33920/nik-01-2211-04

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Учебно-наглядное пособие для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов*

Куракина Ирина Игоревна ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», Россия, 191186, г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, литера А, E-mail: ladybug90@yandex.ru, ORCID: 0000-0001-9321-4515

Учебно-наглядное пособие адресовано студентам, обучающимся по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». Пособие знакомит с наиболее значимыми областями народной культуры — русской традиционной архитектурой и народным костюмом, отразившими все многообразие художественного языка видов традиционных художественных промыслов. Представленный материал дает общее представление о формировании и эволюции, региональной специфике, многообразии конструктивных, стилистических и эстетических особенностей памятников деревянного зодчества и русского традиционного костюма. Содержание каждой темы структурировано кратким перечнем основного круга рассматриваемых проблем, творческими заданиями, ориентированными на формулировку собственной позиции, аргументацию мнения, контрольными вопросами. Дополняют каждую тему маршрутный лист образовательного путешествия, интересные факты, словарь терминов и список литературы.

* Окончание. Начало см.: Вопросы культурологии. — 2022. — № 9.

Статья поступила 20.03.2022.

2.1. Информационно-проблемное поле

Уникальным явлением русской художественной культуры является народный костюм, в котором отчетливо отразились и отголоски языческих славянских представлений, и элементы древнерусской одежды, и влияние «больших» художественных стилей XVIII–XX вв.

Традиционный костюмный комплекс формировался на протяжении веков; его особенности зависят от пола (мужской/женский), назначения (праздничный, свадебный, повседневный), возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи). На разнообразие его элементов существенное влияние оказывают регион бытования, художественные и ремесленные традиции каждой местности. Наиболее отчетливо эта тенденция нашла отражение в конструктивных и декоративных особенностях женского костюма, в связи с чем этнографы выделяют четыре его комплекса (по основной форме верхней одежды замужней женщины): с поневой (характерен для южных губерний); с сарафаном (северные губернии, Поволжье, Сибирь, Урал); с кубельком (казачки); с юбкой-андараком (однодворцы).

Немаловажную роль в облике костюма играют особенности силуэта, используемые материалы, обусловленные статусом его обладателя. Наряды зажиточных горожанок и купчих сшиты из дорогих тканей — парчи, штофа, шелка; декорированы кружевом, позументом, филигранными пуговицами. Крестьянская одежда выполнена главным образом из тканей домашнего изготовления (льна, пестряди); в роли украшений выступают пуговицы, бисер, перышки птиц, часто — жемчуг или цветные стекла.

Изначально распространенный и в крестьянской, и в княжеской среде, русский национальный костюм становится преимущественно народной одеждой после реформ Петра I. Однако некоторые его формы органично входят и в придворный костюм (так называемое «русское платье»).

В процессе знакомства с образцами традиционного русского костюма вы столкнетесь с вопросами:

Для Цитирования:
Куракина Ирина Игоревна, Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Учебно-наглядное пособие для самостоятельной и внеаудиторной работы студентов*. Вопросы культурологии. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: