По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.13

Дегустация пищевых продуктов — как маркетинговое средство формирования спроса и стимулирования сбыта

И. А. Данилова к.т.н., доцент кафедры товароведения, технологии сырья и продуктов животного и растительного происхождения имени С.А. Каспарьянца, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина, г. Москва, Россия, Spiridonova.tex@ yandex.ru;
А. В. Спиридонова доцент кафедры товароведения, технологии сырья и продуктов животного и растительного происхождения имени С. А. Каспарьянца, Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина, г. Москва, Россия, e-mail: Spiridonova.tex@ yandex.ru.

В статье рассматривается роль дегустаций как средства продвижения пищевых продуктов. Значение тестинга в маркетинговой деятельности предприятия на конкурентном российском рынке продовольствия. Особенности проведения дегустации в местах продаж. Определены методы контроля эффекта и эффективности дегустаций как рекламного мероприятия в системе контроля деятельности предприятия в сфере маркетинга.

Литература:

1. Голубков Е. П. Основы маркетинга: учеб. пособие / Е. П. Голубков. 2-е изд. М.: Финпресс, 2004.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга: [пер. с англ.] Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг. 2-е европ. изд. М. [и др.]: Вильямс, 1999.

3. Лифиц И. М. О критериях конкурентоспособности товаров и услуг / И. М. Лифиц // Маркетинг. — 2006. — № 2.

4. Николаева Л. Г. Дегустационный анализ пищевых продуктов / Л. Г. Николаева, А.  Н. Елисеева; под ред. Т. Г. Родиной. М.: КолосС, 2003.

5. Родина Т. Г. Сенсорный анализ продовольственных товаров: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Родина. М.: Изд. центр «Академия», 2004.

6. Росситер Дж. Р. Реклама и продвижение товаров: [пер. с англ.] / Дж. Р. Росситер, Л. Перси. СПб.: Питер, 2000.

Дегустация (фр. degustation, от лат. degustare — опробовать на вкус) — оценка, опробование пищевого продукта при помощи вкуса. Проводить дегустацию должны специалисты. Еще в Древнем Риме было установлено правило: «Degustabus non est dusputandum», т. е. с дегустаторами не спорят о вкусе пищи. Сегодня это правило применяется лишь в отношении оценки вин. В других сферах пищевого производства используются и вспомогательные химические, биохимические и физические методы оценки качества товаров.

В ГОСТе 32051-2013 «Продукция винодельческая» дается следующее определение: «Дегустация (tasting) — органолептическая оценка продукта в полости рта». Согласно ISO 6658 все методы дегустации можно разделить на две группы: экспертные и методы потребительской оценки.

Потребительские методы дегустации используют маркетологи для исследования реакции покупателей на пищевой продукт. В современном маркетинге дегустацию продуктов питания называют — «тестинг», и относят к группе BTL — акций (от англ.

below the line), в которую входят мероприятия по стимулированию сбыта, паблик рилейшнз, реклама в местах продаж, прямой маркетинг и спонсорство.

Как средство стимулирования сбыта дегустации применяются к продуктам питания и имеют целью привлечь внимание покупателей к определенным товарам и сформировать привычку покупать именно этот товар. Дегустации используют и при проведении промоушн-кампаний, в процессе которых покупатель информируется о качестве предлагаемого продукта, его особенностях;

оцениваются потребительские реакции и конкурентоспособность пищевого продукта. Используются методы получения первичной информации: наблюдение, эксперимент, опрос респондентов относительно органолептических характеристик продукта.

В ряде случаев дегустации применяются при проведении фокус-групп.

Для оценки результатов могут быть использованы карты-схемы восприятия.

Они предназначены для визуального представления восприятия потребителем данной торговой марки и ее конкурентов на основе значимых для потребителей атрибутов. Также карты-схемы восприятия могут оказаться полезными при выявлении сильных и слабых сторон различных торговых марок в восприятии потребителей.

Для Цитирования:
И. А. Данилова, А. В. Спиридонова, Дегустация пищевых продуктов — как маркетинговое средство формирования спроса и стимулирования сбыта. Товаровед продовольственных товаров. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: