2022 г. ознаменован 100-летним юбилеем с момента открытия витамина D американским физиологом Элмером Макколлумом, который в лабораторном эксперименте на животных доказал, что рыбий жир, помимо витамина А, содержит вещество, которое предотвращает развитие рахита. В своей публикации по результатам этих экспериментов Макколлум следовал обозначениям витаминов в алфавитном порядке и, поскольку витамины А, В и С были уже открыты и поименованы, окрестил новое вещество витамином D [1]. В 1928 г. немецкий биохимик и химик-органик Адольф Виндаус был удостоен Нобелевской премии по химии «в знак признания выдающихся заслуг, которые он оказал развитию химии своими исследованиями строения стеринов и их связи с витаминами» [2]. В своей лекции «Строение стеринов и их связь с другими веществами, встречающимися в природе», прочитанной 12 декабря 1928 г. для членов Нобелевского комитета и приглашенных, А. Виндаус впервые изложил фундаментальные научные основы процессов образования и действия «антирахитического витамина». В частности, А. Виндаус сообщил, что «до сих пор единственным существующим предшественником витамина D [D2] является эргостерол. Для превращения эргостерола в антирахитический витамин подходит ультрафиолетовый свет с длиной волны от 253 до 302 mµ» (mµ — устаревшая единица — миллимикрон, 1 mµ = 1 nm = 10–9 m), а «облученный эргостерол более чем в 100 000 раз эффективнее хорошего рыбьего жира» [3].
Еще в первой половине XX в. ученые обратили внимание на то, что (1) заболеваемость некоторыми видами рака зависит от уровня ультрафиолетового излучения и продолжительности пребывания на солнце; (2) на тех территориях или в тех социумах или профессиях, в которых наблюдается высокий уровень заболевания раком кожи, заболеваемость другими видами рака заметно ниже средне нормативной. Данные
Еще в первой половине XX в. ученые обратили внимание на то, что (1) заболеваемость некоторыми видами рака зависит от уровня ультрафиолетового излучения и продолжительности пребывания на солнце; (2) на тех территориях или в тех социумах или профессиях, в которых наблюдается высокий уровень заболевания раком кожи, заболеваемость другими видами рака заметно ниже средне нормативной. Данные наблюдения побудили Peller S. (1936) опубликовать весьма экстравагантные рекомендации по профилактике тяжелых форм рака в труднодоступных органах за счет преднамеренного поражения раком кожи, цитируем первоисточник: «Анализы показывают, что увеличение канцерогенного раздражения приводит к увеличению рака в раздраженном месте, но нет соответствующего увеличения общей заболеваемости. Это повышенное раздражение приводит также к снижению заболеваемости раком в некоторых других органах. Если злокачественные опухоли уменьшаются в органах, которые вообще не доступны или едва доступны для лечения, этот перенос места первичной опухоли означает снижение смертности от рака, хотя заболеваемость остается прежней или даже может быть немного повышена. < ∙∙∙> За счет повышенного раздражения можно осуществлять активный перенос участка первичной опухоли, т. е. путем нанесения световых лучей на подходящие поверхности кожи с такой интенсивностью. Достаточно только для того, чтобы спровоцировать рак кожи, можно было бы уменьшить количество труднодоступных и более злокачественных раковых образований» [4]. Однако эта точка зрения (к счастью) не получила поддержки у современников Peller S. Более поздние исследования Apperly, F. L. (Medical College of Virginia), базирующиеся на данных 1934–1938 гг., предоставленных органами общественного здравоохранения различных американских штатов и провинций Канады, показали, что рак кожи не защищает от развития рака в другом месте. Показано, что общая смертность от рака снижается с увеличением солнечной радиации и не зависит от продуцирования рака кожи. Основная идея статьи Apperly F.L. заключается в том, что ультрафиолетовое излучение в оптимальных дозах может способствовать появлению устойчивого иммунитета к онкологическим заболеваниям, причем без поражения кожного покрова человека. В заключение автор говорит о необходимости проведения исследований влияния солнечной радиации на организм для выявления природы иммунитета против раковых заболеваний [5].