История Ростовского музея, созданного в уникальной архиерейской резиденции, началась как гражданская инициатива. Утратившая свой статус после перевода кафедры из Ростова в Ярославль в 1788 году, бывшая резиденция митрополита Ионы III пережила тяжелые времена. Сегодня это единственный, великолепно сохранившийся древнерусский ансамбль, построенный по единому замыслу. Однако почти век ансамбль кремля находился под угрозой гибели. Спасением для архитектурного ансамбля — визитной карточки Ростова — стало устройство музея церковных древностей по инициативе ростовских купцов. Это убедительный пример гражданской инициативы, так как музей создавался и содержался за счет частных пожертвований, и только через некоторое время начал получать ежегодное государственное финансирование.
Одна из основных задач, которая сегодня стоит перед музейными работниками, превратить музей из памятника, подлежащего пассивному сохранению, в духовный мост между наследием и наследниками, в творческий, просветительский, экономический центр города. Без менторства и дидактической скуки интегрироваться в самые различные сообщества, стать центром объединения различных городских сообществ. Для чего музей-заповедник использует самые различные инструменты, порой абсолютно нестандартные.
Ростовский кремль давно стал центром притяжения ростовской и ярославской интеллигенции. Каждую последнюю пятницу месяца здесь проводят «Музейную пятницу». Обязательная часть этих встреч — рассказ об интересном музейном экспонате. Но не только ради этого спешат горожане в Ростовский кремль. «Музей ная пятница» — это еще и встреча с музыкой самых разных жанров и направлений. Уникальная возможность насладиться выступлением солистов театра «Новая опера» Виктории Яровой и Бориса Жукова, одного из лучших акустических гитаристов России, создателя этно-фьюжн — Ивана Смирнова, ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», выступлениями лучших российских фольклорных ансамблей, джазовых музыкантов. Еще один обязательный элемент «Музейной пятницы» — встреча с интересным гостем. Вряд ли в обычной жизни кто-то из нас может встретиться с доктором искусствоведения, исследователем музыкальных инструментов из Великобритании (RoyalCollegeofMusic, London) Мэтью Хиллом, директором по маркетингу музеев Амстердама Бьерном Стенверсом, известным российским культурологом и тележурналистом Александром Архангельским.