— Данила, в бизнесе, в маркетинге, в росте компании можно обойтись без падений, ошибок и провалов или это обязательное условие?
— Бизнес — это всегда риск. Это шаг, а иногда прыжок в неизвестность. Бывают идеально складывающиеся условия для бизнеса, но это скорее исключения и ошибка выжившего. Я считаю, что ошибки для бизнеса это не только обязательное условие, но и важнейший путь к успеху. Ошибки дают нам возможность учиться, улучшать свои подходы и становиться сильнее. Риски же — это инструмент, который помогает выйти за пределы зоны комфорта и добиться более высоких результатов.
В любом проекте я стараюсь придерживаться метода «ядра и пули». Сначала расходуя на отработку бизнес-идеи небольшие ресурсы и, если идея «выстреливает», то уже активно усиливаю ее по всем направлениям.
Но часто приходится действовать в сумасшедше сжатые сроки и принимать быстрые решения. Конечно, это сказывается на качестве принимаемых решений. Но я сторонник действия. Лучше несколько раз сделать, чем долго анализировать и стоять на месте.
На моем бизнес-пути, который длится уже более 25 лет, было множество ошибок и порой малообдуманных решений. Например, чтобы избежать кассового разрыва в своей компании, я был вынужден продать квартиру в центре Москвы напротив МИДа. В тот момент это была почти как ставка all in в казино. Но она сыграла и превратилась в историю успеха.
— История с квартирой — это самый большой риск в Вашей практике?
— Ещё в 2016 году я познакомился с миром криптовалют. Один из моих кладовщиков оказался прозорливее меня. Он просил в долг средства на покупку компьютеров и видеокарт, пытаясь объяснить, что все это необходимо, чтобы из компьютера «вырезали монеты» — этим он пытался рассказать мне базовые принципы майнинга. Я лишь отмахнулся от него и не воспринял эту информацию всерьёз. Но уже вскоре после этой истории, ко мне обратились с идеей медицинского страхования на блокчейне очень уважаемые финансисты. Я всегда был человеком, с которым обсуждали новые проекты, идеи для бизнеса или нужен был «свежий» взгляд со стороны.