Дмитрий Иванович Менделеев — выдающийся русский ученый-химик. Ему наука обязана периодической системой химических элементов, технологии — изобретением бездымного пороха и промышленного фракционного разделения нефти. Благодаря ему Россия перешла на метрическую систему и добилась немалых успехов в экономике. Им написано более 500 научных работ по разным отраслям. Он же разработал и план развития Донецкого угольного бассейна, который сыграл огромную роль в экономическом развитии Луганщины.
Перед поездкой в Донбасс Менделеев уже зарекомендовал себя работами по нефтедобыче в Баку, где предложил усовершенствования, которые позволили резко повысить эффективность промышленности. Поэтому неудивительно, что он был командирован министром государственных имуществ М.Н. Островским в этот регион для изучения возможностей существенного повышения угледобычи.
Стремительный взлет промышленности страны был не сбалансирован. Подъем металлургии на юге России и развитие железнодорожной сети требовали все больше и больше угля, многие предприятия были вынуждены закупать дорогой английский уголь притом, что, по выражению Менделеева, «один Донецкий бассейн в состоянии отопить углем, оковать железом, засыпать содою всю Западную Европу». Правительство и промышленники колебались в отношении перспектив Донбасса. Дмитрий Иванович доказывал великую будущность Донецкого угольного бассейна со свойственной ему основательностью. Еще в 1882 г. на промышленном съезде в Москве Менделеев выступил с речью о необходимости стратегического планирования развития отечественной металлургии, опору которой он видел в подъеме Донецкого бассейна. Зимой–летом 1888 г. он трижды побывал в Донбассе, проведя там, в общей сложности три месяца и представив подробнейший, снабженный цифровыми выкладками план подъема края.
В своей командировке Менделеев объездил весь регион. Ученый ознакомился с геологией и экономикой Донецкого бассейна, побывал на шахтах, на коксовых заводах вблизи Голубовки, а также на Юзовском (сейчас Донецк) металлургическом заводе. Дмитрий Иванович интересовался проходкой горных выработок, техникой добычи угля, производительностью и оборудованием шахт, качеством углей и их газоносностью. В свою книжку он записывал соображения по расширению вагонного парка до уровня, обеспечивающего бесперебойный вывоз угля в пункты потребления. Он же предложил провести железную рокадную дорогу, чтобы криворожская железная руда могла доставляться напрямую донецким металлургическим заводам. В основание будущего аналитического отчета ложились и записи по налаживанию судоходства по Северскому Донцу.