Вирусная инфекция COVID-19 — это системное заболевание с преимущественным поражением органов дыхания, однако в тяжелых случаях могут поражаться и другие органы. Системное проявление инфекции COVID-19 вызвано не только непосредственным цитотоксическим действием коронавируса, но и связано с запуском аутоиммунных механизмов воспаления. В число наиболее частых проявлений при тяжелом течении COVID-19 входит венозный, реже — артериальный тромбоз и повреждение таких органов, как сердце, головной мозг, почки [1].
У 90 % пациентов с вирусной пневмонией выявлялась склонность к развитию тромбозов, тромботических и тромбоэмболических осложнений, представленных ТЭЛА, тромбозом глубоких вен нижних конечностей и катетер-ассоциированными тромбами, от которых, по данным исследователей разных стран, умерло около 11,5 % пациентов с диагнозом новой коронавирусной инфекции. Среди погибших пациентов имели лабораторную картину ДВС-синдрома 70 %, среди выживших — лишь 0,6 % пациентов. У всех наблюдалось тяжелое течение новой коронавирусной инфекции. У 38 % из них были данные за коагулопатию. По сведениям голландских авторов, совокупная частота венозных тромбоэмболических осложнений составила 27 %. Общая частота венозных тромбоэмболических осложнений у пациентов с COVID-19 пока что не установлена. Тромбоз легочной артерии относится к наиболее опасным следствиям прогрессирования вирусной пневмонии, вызванной новой коронавирусной инфекцией [2, 3].
Таким образом, по совокупности накопленных фактов большинство больных с коронавирусной инфекцией соответствуют критериям высокого риска развития тромбозов сосудов. Механизм гиперкоагуляции предположительно связан с выраженной эндотелиальной дисфункцией и индукцией агрегации тромбоцитов (эндотелий несет на себе рецепторы АПФ2 и является мишенью для вируса SARS-CоV-2). Также опубликованы отдельные серии работ, в которых у пациентов с COVID-19 и массивным тромбозом выявлено повышение титров антител к фосфолипидам. Сейчас назначение антикоагулянтов у госпитализированных пациентов с тяжелым течением COVID-19 с целью профилактики венозной тромбоэмболии стало повсеместной практикой, что позволяет снизить смертность от COVID-19 [4].