Распространение коронавирусной инфекции стало вызовом для многих российских университетов: им пришлось налаживать дистанционную работу, вносить изменения в программы, внедрять новые технологии и правила, решать вопросы с изоляцией общежитий и пр.
Следующим серьёзным вызовом для университетов через несколько месяцев станет проведение государственной итоговой аттестации (далее — ГИА). Уже сейчас существует вероятность, что в привычном очном формате выпускные экзамены провести будет невозможно. Эта проблема касается не только российских, но и зарубежных университетов.
Действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636, предполагает возможность проведения государственных аттестационных испытаний с применением дистанционных образовательных технологий. Регулирование данной процедуры, идентификация личности обучающихся и контроль соблюдения правил проведения экзамена в таких условиях — сфера ответственности университета. Рассчитываем, что этот обзор поможет российским университетам спланировать и успешно провести ГИА-2020 в изменившихся условиях.
Не будем касаться вопросов защиты выпускной квалификационной работы, что также является частью ГИА. Исходим из того, что организация дистанционного формата защиты в условиях дистанционного образования не будет вызывать у университета существенных затруднений. Кроме того, в процессе дистанционной защиты риск академического мошенничества не так велик, и здесь не будет требоваться внедрение специальных механизмов защиты от него.
Обзор содержит четыре основные стратегии, которые принимаются российскими и зарубежными университетами в отношении выпускных экзаменов в 2020 г., а также описание двух дополнительных решений, которые в настоящее время не могут быть использованы в России в связи с особенностями законодательства.