По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Covid-19 и ГИА-2020: стратегии проведения выпускных экзаменов в зарубежных и российских университетах

Е.В. Пучков аналитик
Н.В. Княгинина научный сотрудник
И.С. Новосёлов стажёр-исследователь
С.В. Янкевич заведующий

Сотрудники Лаборатории образовательного права НИУ ВШЭ подготовили обзор решений по организации выпускных экзаменов зарубежными и российскими университетами. Эту информацию могут использовать российские университеты для принятия самостоятельной стратегии.

Распространение коронавирусной инфекции стало вызовом для многих российских университетов: им пришлось налаживать дистанционную работу, вносить изменения в программы, внедрять новые технологии и правила, решать вопросы с изоляцией общежитий и пр.

Следующим серьёзным вызовом для университетов через несколько месяцев станет проведение государственной итоговой аттестации (далее — ГИА). Уже сейчас существует вероятность, что в привычном очном формате выпускные экзамены провести будет невозможно. Эта проблема касается не только российских, но и зарубежных университетов.

Действующий Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 г. № 636, предполагает возможность проведения государственных аттестационных испытаний с применением дистанционных образовательных технологий. Регулирование данной процедуры, идентификация личности обучающихся и контроль соблюдения правил проведения экзамена в таких условиях — сфера ответственности университета. Рассчитываем, что этот обзор поможет российским университетам спланировать и успешно провести ГИА-2020 в изменившихся условиях.

Не будем касаться вопросов защиты выпускной квалификационной работы, что также является частью ГИА. Исходим из того, что организация дистанционного формата защиты в условиях дистанционного образования не будет вызывать у университета существенных затруднений. Кроме того, в процессе дистанционной защиты риск академического мошенничества не так велик, и здесь не будет требоваться внедрение специальных механизмов защиты от него.

Обзор содержит четыре основные стратегии, которые принимаются российскими и зарубежными университетами в отношении выпускных экзаменов в 2020 г., а также описание двух дополнительных решений, которые в настоящее время не могут быть использованы в России в связи с особенностями законодательства.

Для Цитирования:
Е.В. Пучков, Н.В. Княгинина, И.С. Новосёлов, С.В. Янкевич, , Covid-19 и ГИА-2020: стратегии проведения выпускных экзаменов в зарубежных и российских университетах. Ректор ВУЗа. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: