В настоящее время существует множество факторов возникновения, развития и поддержания РПП [1,2, 3,4, 5, 6, 7, 8, 9]. Современными исследователями расстройства пищевого поведения рассматриваются с точки зрения биопсихосоциального подхода, в тесной взаимосвязи биологической, личностной и социально-психологической составляющей с участием генетического фактора [1, 5,6, 10]. Как отечественные, так и зарубежные авторы, отмечают существенную роль в формировании заболевания особенностей личностного профиля у этих больных. Клиническая картина расстройств пищевого поведения представлена полиморфизмом психопатологических проявлений, что зачастую приводит к повторным рецидивам [1,3, 5, 11]. Высокие показатели коморбидности с расстройствами личности ухудшают динамику РПП [1, 8, 11, 12, 13, 14]. Данное положение ставит перед современными клиницистами необходимость поиска надежных инструментов диагностики РПП и расстройств личности с последующей разработкой инструментариев для коррекции и лечения.
Одним из перспективных подходов для решения этих задач является терапевтический подход схема-терапия, который был разработан американским психологом Джефри Янгом [15, 16].
Схема-терапия — это интегративный, мультимодальный подход, имеющий общие черты с когнитивно-поведенческой терапией, теорией объектных отношений, гештальт-терапией, трансактным анализом и другими современными подходами [17, 18, 19]. В рамках данного направления была разработана теоретическая модель возникновения и поддержания психических расстройств (концепция ранних дезадаптивных схем), а также набор практических инструментов для осуществления терапевтических вмешательств [16].
Изначально схема-терапия разрабатывалась как метод лечения личностных расстройств, но в дальнейшем данную модель стала использоваться применительно к другим психическим заболеваниям, в том числе расстройствам пищевого поведения [15, 18, 19, 20, 21].
В основе схема-терапии лежит концепция ранних схем — когнитивных психических конструкторов, отвечающих за переработку информации, формирующих представления человека о себе, мире, окружающей действительности и которые выступают в роли регулятора эмоциональных состояний, а также поведенческих реакций. Существуют дезадаптивные схемы, которые были сформированы под воздействием травматического детско-родительского опыта, неблагополучного взаимодействия человека со значимым социальным окружением, блокировок эмоциональных потребностей. Наличие дезадаптивных схем приводит к ухудшению эмоционального благополучия, снижению качества жизни, социального функционирования, а также поддержанию психических заболеваний [10, 15, 22, 23]. Дезадаптивные схемы являются модераторами в возникновении стресса и психопатологии [24]. Сформированные в раннем детстве дезадаптивные схемы поддерживаются человеком в течение жизни через неадаптивные, компенсаторные стратегии, что со временем приводит к их еще большему развитию [9, 16, 17, 24]. Янг выделил 18 ранних дезадаптивных схем, объединённых в пять доменов, условно обозначающих базовые эмоциональные потребности: нарушения связи и отвержения, нарушенной автономии, нарушенных границ, направленности на других, а также сверхбдительности и подавления эмоций.