Деревня Казанка находится на юго-востоке Казачинского района. Основана она была в 1911 году, а в 1970 году здесь уже проживали 406 человек — 205 мужчин и 201 женщина, в основном — чувашской национальности. Массово мигрировали чувашские крестьяне еще в годы Столыпинской реформы, тогда они обосновались по деревням и селам Сибири, переехав на новые места со своей культурой, языком и правилами. С годами численность населения, конечно же, падала — и в 2010 году в Казанке насчитали 240 жителей — 125 мужчин и 115 женщин.
Казалось бы, десятилетие спустя численность должна еще больше уменьшиться, — но в Казанке живут, ведут хозяйство, работают и растят детей 249 человек — даже больше, чем при переписи населения 2010 года. Что заставляет местных жителей оставаться в глубинке?
Добраться до Казанки оказалось непросто — несколько часов на машине до села Галанино, там — на паромную переправу по Енисею, далее 50 км по кочкам извилистой дороги, в окне машины — тайга, затем — Пискуновка, следом почти погибшая Александровка (там осталось около 80 человек, но почти половина домов уже заброшены), и, в конце концов, — долгожданная Казанка.
Весь путь занял у нас часов пять, но оно того стоило: не каждый день удается выбраться из шумного Красноярска.
Встретили нас, как и полагается, с национальными песнями, закусками и историями в сельском Доме культуры. Женщины в чувашских национальных костюмах, немного смущающийся глава сельсовета, 5-летняя дочка одной из девушек с игрушкойжуком не отходит от мамы. Вокруг дома культуры — ни души, осенняя хтонь контрастирует с ярко-красными платьями жительниц.
В деревне Интернета практически нет — позволить себе его могут только единицы, потому что это дорого, зато кое-где есть стационарные телефоны или спутниковые тарелки. Телевизор посмотреть можно, но мобильная связь ни у кого из нас не работала, мессенджеры не бушевали, звонки не ломились. Люди живут практически без связи, но автобус ходит часто.
Жители Казанки сообща собирали свой маленький музей (который располагается в Доме культуры): с 2005 года сюда несут старую мебель, кухонную утварь, игрушки, вышивки, люльки и одежду — с земли предков, то, что привезли с собой еще бабушки и дедушки в прошлом веке. Фотографии еще помнят шумные посиделки с чувашскими песнями и плясками, когда в деревне было весело и безбедно — «при колхозе».