По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Чугунолитейное дело на Урале. Каслинский завод

Елена Галимова Историко-мемориальный музей Демидовых, Тула

В статье дается обзор становления и развития каслинского художественного литья от постройки завода на озере Касли в 1745 году купцом Яковом Коробковым до включения чугунного Каслинского завода в перечень художественных памятников ЮНЕСКО. История завода неотделима от истории нашего государства. Он менял хозяев, неоднократно подвергался природным катаклизмам, оказывался в центре крестьянских и рабочих волнений, пережил Пугачевское восстание. Заводские рабочие принимали участие в Гражданской и Отечественной войнах. Их коснулись все исторические потрясения, пережитые нашей страной. Но именно эти потрясения и определили неповторимый характер художественных произведений каслинских мастеров.

Литература:

1. Аверина Г.А., Блинов А.Н. Из истории развития Каслинского завода. Каслинский Альманах. Выпуск 7. — Касли. 2012.

2. Кафенгауз Б.Б. История хозяйства Демидовых в XVIII-XIX вв. Опыт исследования по уральской металлургии. — Т. 1. — М., 1949.

3. Павленко Н.И. История металлургии в России XVIII века. Заводы и заводовладельцы. Издательство Академии наук СССР. — М., 1962.

4. Юркин И.Н. Демидовы: столетие побед. — Молодая гвардия. — М., 2012.

История каслинского чугунного литья началась на Урале в далеком 1745 году, «когда тульский купец Яков Родионович Коробков подобрал место для постройки «железного завода» у оз. Касли в 120 верстах к югу от города Екатеринбурга и 15 мая 1746 года заключил контракт с Оренбургской канцелярией: «О постройке и содержании в ведомстве Оренбургской губернии в Исецкой провинции в Зауральской Башкирии железного завода города Тулы посацким человеком Яковом Родионом сыном Коробковым» [1, 11].

До XIII века чугун в Россию доставлялся из-за рубежа. Заморские мастера не спешили делиться секретами доменного производства, а российские кузнецы вполне удовлетворяли спрос населения на железо, используя для работы сыродутные горны или домницы, мало, чем отличающиеся от горнов. Выделка железа при этом имела характер кустарного производства. И только в 1632 году по указу Федора Михайловича, голландский купец Андреус Дионисиус Виниус получил разрешение на строительство доменных заводов неподалеку от Тулы. Так на реке Тулице возникла цепь заводов, получивших название «Городищенские».

«На Городищенских заводах совмещались производство чугуна и его передел в железо. Отливавшие пушки и ядра к ним, делавшие сковороды и кандалы заводы стали опытным полигоном, доказавшим, что из русских руд лить чугун можно не хуже, чем в других странах, что железо из такого чугуна во многих случаях вполне заменяет шведское». [4, 10]

Впоследствии, на рубеже XVII–XVIII веков эти предприятия были переданы российскому собственнику, а затем русские промышленники сами начали осваивать строительство доменных печей. Именно на этих заводах тульские кузнецы оружейной слободы обучались у иностранных мастеров оружейному делу.

Необходимо упомянуть, что основным материалом для доменного производства являлась железная руда, содержащая железо в виде оксидов. В доменной печи происходило отделение железа от кислорода (процесс восстановления). Этот было возможно сделать лишь при наличии высоких температур. Чтобы получить необходимые условия сжигали обыкновенный древесный уголь. Пустая порода, присутствующая в руде и зола от сжигания угля образовывали шлак, для удаления которого в руду добавляли флюсы — материалы, придающие шлаку текучесть. Обычно для этой цели использовали известняк.

Для Цитирования:
Елена Галимова, Чугунолитейное дело на Урале. Каслинский завод. Музей. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: