Денис Соколов, партнер, руководитель департамента исследований и аналитики по Восточной Европе Cushman & Wakefield, отметил, что, согласно прогнозу, средний рост экономики в России составит 1–1,5%. Однако де-факто это будет означать, что «кто-то вырастет на 10%, а кто-то упадет на 10%». Разрыв между лидерами и аутсайдерами даже в одной отрасли будет все больше увеличиваться. Фактически принадлежность к лидерам для бизнеса будет определяться доступом к финансированию и государственным проектам.
При этом государство рассчитывает стимулировать экономику за счет строительства, обратил внимание Денис Соколов. В своих прогнозах до 2036 года Минэкономразвития делает ставку на строительство и финансовый сектор, называя их в числе отраслей, чей вклад в ВВП страны будет расти. Отсюда и национальная задача по строительству 120 млн кв. м жилья в год.
«Государство будет стараться стимулировать строительство. Будут строиться жилье и другая недвижимость, причем строиться много. Мы должны это учитывать в своей деятельности», — подчеркнул он.
Даже близко расположенные торговые центры могут существовать в разных условиях: тот, что ближе к шоссе и метро, не будет испытывать проблем с арендаторами и трафиком, а ТЦ буквально через дорогу окажется полупустым
Банки, которые получили возможность кредитовать застройщиков, покупателей жилья и также зарабатывать на обслуживании эскроу-счетов, обеспечат рост финансового сектора.
Вместе с тем 2018 год уже показал рекордные темпы роста жилищного и потребительского кредитования. Ипотечная задолженность россиян выросла на 25%. «Это колоссальный прирост за год. Но это все еще 6% от ВВП», — уточнил Денис Соколов. Для сравнения: этот показатель в странах Восточной Европы составляет 20%.
Гораздо важнее, как отмечает Денис Соколов, обратить внимание на рост фактических сроков жизни ипотечных кредитов. Именно по сроку выплаты ипотеки вскоре можно будет определять успешные и депрессивные домохозяйства. Если на выплату кредита потребовалось всего 5–7 лет, домохозяйство можно назвать успешным, а если больше, то уже депрессивным.