По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Что такое ЦФУ

Золкин Н.А. директор департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка, Министерство финансов Российской Федерации

Представитель Минфина России разъясняет, как определяется таможенная стоимость вывозимых товаров.

Таможенная стоимость товара — категория — одна из самых сложных в таможенных правоотношениях. Регулирование вопросов таможенной стоимости всегда было прерогативой Министерства финансов. Сегодня у целого ряда участников ВЭД складывается достаточно сложная ситуация с вывозимыми товарами. Мы это видим по обращениям в Минфин России, во многом понимаем, почему она складывается, потому что эти участники ВЭД просто никогда не сталкивались с необходимостью определения таможенной стоимости вывозимых товаров, так как на эти товары никогда не устанавливалась адвалорная ставка таможенной пошлины. Соответственно, у участников ВЭД возникает ряд вопросов.

Одним из вопросов, заслуживающих внимания, является определение таможенной стоимости вывозимых товаров в ситуации, когда оцениваемые товары реализуются за рубеж в рамках договорных отношений, предусматривающих, что, помимо стандартной цены, которая указана в договоре, зарубежный покупатель перечисляет российскому продавцу иные платежи, в том числе различные виды компенсации. Указанные платежи, как правило, касаются расходов, которые, как следует из договора купли-продажи, должны производиться за счет покупателя товаров, но при этом в силу различных обстоятельств фактически были понесены продавцом. И это обусловливает необходимость перечисления ему соответствующей суммы покупателем. Хотел бы отметить, что подходы к решению вопроса определения таможенной стоимости вывозимых и ввозимых товаров одинаковы, то есть подходы, принятые в постановлении Правительства РФ по определению таможенной стоимости вывозимых товаров, полностью основываются на положениях Таможенного кодекса ЕАЭС, которые регулируют правила определения таможенной стоимости ввозимых товаров.

Следует обратить внимание на самую распространенную ошибку, связанную с неверным пониманием такой категории таможенных отношений, как цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за вывозимые товары (т. н. ЦФУ). Попытка приравнивания ЦФУ к цене товаров договорных отношений обычно формирует такую точку зрения, что в ЦФУ следует включать цену товаров и дополнительные начисления к ней, носящие закрытый характер, перечень которых есть в постановлении Правительства РФ по вывозимым товарам, а по ввозимым — в соответствующих статьях Таможенного кодекса ЕАЭС. Исходя из этого, делается вывод о неправомерности любых платежей, не предусмотренных в составе дополнительных начислений к ЦФУ, поскольку, по мнению участников ВЭД, они не имеют к ней отношения. В этой связи хотелось бы сказать следующее: пункт 19 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 № 1694, устанавливает, что ЦФУ — это общая сумма всех платежей за вывозимые товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу, но также в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены в любой форме, то есть либо прямо, либо косвенно. В ЦФУ «включаются все платежи, осуществленные или подлежащие осуществлению в качестве условия продажи вывозимых товаров покупателем продавцу либо покупателем третьему лицу в целях выполнения обязательств продавца перед третьим лицом». В основе этого подхода как Таможенный кодекс Союза, так и пояснительные примечания к статье 1 и пункту 7 приложения III Соглашения ГАТТ/ВТО — основного соглашения, на котором строится все таможенное законодательство, и таможенная стоимость в частности (Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. — Прим. ред.). Эти положения предусматривают следующее: ЦФУ является общей суммой всех платежей за вывозимые товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и/или иному лицу в пользу продавца. Платежи могут быть осуществлены прямо или в косвенной форме, и в ЦФУ включаются все платежи, осуществленные или подлежащие осуществлению в качестве условия продажи товара покупателем продавцу либо третьему лицу. Таким образом, ЦФУ является специальным таможенным термином, и состав ее включает открытый перечень платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению в качестве условия продажи оцениваемых товаров. В обращениях в Минфин России участников ВЭД часто содержатся такие термины, как «цена», «дополнительные начисления к цене», «цена вывозимых товаров», «фактическая цена товаров» и т. д. Эти сходные термины традиционно используются в гражданско-правовых договорных отношениях, к определению таможенной стоимости и к ЦФУ они имеют весьма отдаленное отношение, то есть в таможенных отношениях для целей определения таможенной стоимости используется специальный термин — «цена», фактически уплаченная или подлежащая уплате, которой придается совершенно другое значение по сравнению с гражданскими правоотношениями продавца и покупателя. Мы неоднократно разъясняли в ответ на запросы, что, если договорные отношения между покупателем и продавцом оцениваемых товаров предусматривают необходимость уплаты покупателем продавцу или в пользу продавца дополнительных платежей, такие платежи соответствуют определению ЦФУ и подлежат включению в таможенную стоимость вывозимых товаров. Иной подход фактически означал бы возможность необоснованно занижать ЦФУ, используя любые другие договоры — дополнения к договору купли-продажи, где платежи формально не являлись ценой договорных отношений, собственно говоря, ценой купли товара, тем не менее были бы другие начисления в других договорах, которые являются дополнительной компенсацией расходов продавца.

Для Цитирования:
Золкин Н.А., Что такое ЦФУ. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала