По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.43:631/639

Что происходит с субсидированием АПК?

Опрос показал, что далеко не все участники рынка в курсе событий, происходящих по направлению государственной поддержки сельского хозяйства: приостановка заявок на субсидирование «капексов», планируемое уменьшение объемов финансирования агропромышленного комплекса (АПК) Минфином и консолидация субсидий (так называемая «единая субсидия»).

Минус 10 млрд руб.

Развитие агропромышленного комплекса в целом и молочного животноводства в частности в России тесно связано с объемами федеральных средств государственной поддержки. Зачастую при формировании бизнес-планов новых производственных объектов инвесторы закладывают предполагаемые к получению субсидии. Насколько это правильно? Аналитики не сходятся во мнении. В настоящее время проектом бюджета, представленным Минфином, предусмотрено сокращение финансирования АПК, начиная с 2017 г. (табл.).

В 2017 г. на целевую программу по развитию сельских территорий выделено 15,4 млрд руб., на развитие мелиорации – 8,7 млрд руб.

Субсидирование процентных ставок по инвесткредитам предусмотрено в размере чуть менее 59 млрд руб., краткосрочных кредитов – 5,1 млрд руб., на компенсацию затрат на строительство и модернизацию объектов АПК – 11,5 млрд руб.

Ранее вице-премьер А. Дворкович подчеркнул, что Правительство не намерено увеличивать объемы субсидирования сельского хозяйства в 2017 г. (предполагалось, что они останутся на уровне 2016 г.).

При этом Минсельхоз заявил, что для компенсации части капитальных затрат («капексы») ведомству в 2017 г. необходимо дополнительно 40 млрд руб. Учитывая предложение Минфина, понадобятся все 50 млрд.

Для информации: в 2012 г., когда Россия вступила в ВТО, в рамках «янтарной корзины» страна приняла обязательства о связывании агрегированных мер поддержки АПК на уровне 4,4 млрд долл., что соответствует базовому периоду 2006‒2008 гг. Однако сразу после присоединения России к ВТО разрешенный уровень поддержки составлял 9 млрд долл. США и должен был постепенно сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд долл. США к 2017 г. Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением Россией гарантий сохранения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. С учетом курсовых колебаний, 4,4 млрд долл. США на сегодняшний день составляют более 270 млрд руб.

Существующий текст Госпрограммы развития АПК до 2020 г. требует существенных корректировок как по объемам финансирования с учетом ситуации в экономике, так и по расширению информации о формах поддержки сельхозтоваропроизводителей. Чем активно и занимается Минсельхоз, формируя господдержку под текущие условия рынка.

Между тем, участники отрасли сегодня негативно оценивают возможное сокращение объемов финансирования АПК. «Бюджет на 2016 г. определил правила, по которым бизнес дал старт проектам. Сейчас, когда проекты на полном ходу, эти правила планируется изменить.

Это решение усилит долговую нагрузку на бизнес, отодвинет реализацию проектов на неопределенный срок вплоть до их замораживания.

Такими маневрами поставленных президентом задач по АПК нам не достичь. Все предложения по изменению бюджета на АПК-цели необходимо рассматривать в контексте следующего планового периода», – прокомментировал член аграрного комитета ГД РФ А. Пономарев.

Субсидии, объединяйтесь

Притчей во языцех становится анонсированная Минсельхозом «единая субсидия», подразумевающая объединение десятков направлений господдержки в одно. Правда, далеко не все участники рынка, а иногда и региональные органы АПК, понимают, что из этого выйдет.

«Ведомство предлагает объединить предоставляемые регионам субсидии на поддержку сельхозпроизводителей по ряду направлений в единую субсидию, которую региональные власти смогут перераспределять исходя из приоритетов регионов с учетом целевых показателей», – пояснил замминистра сельского хозяйства РФ И. Кузин.

На текущий момент Минсельхозом во исполнение поручения Президента был разработан проект Правил предоставления и распределения субсидий ‎из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ ‎на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса. Проект документа находится в открытом доступе.

Им предусмотрена консолидация (укрупнение) мер государственной поддержки. Кроме того, документ предусматривает согласование региональных программ с Минсельхозом.

Новые правила для большинства игроков рынка не ясны, а некоторые вовсе отказываются их обсуждать, мотивируя тем, что «проект еще не принят, а там будет видно».

«Федеральное субсидирование на данный момент распределяется по 60 направлениям. Для молочной отрасли – это большой плюс: есть 6 строк именно для нашей индустрии. Мы четко понимаем, сколько денег ежегодно выделяется по направлению «инвестиционные кредиты», сколько – по «капексам», сколько по коротким кредитам, сколько – по племенному животноводству. У нас есть конкретные строка и цифра, которые привязаны к коду бюджетной классификации», – отметил исполнительный директор «Союзмолоко» А. Белов.

По словам эксперта, объединение строк может привести к крайне нежелательным последствиям, потому что процесс распределения господдержки будет абсолютно непрозрачным. «Более того, объединение строк может привести к снижению роли Минсельхоза при определении приоритетов в развитии отрасли.

Фактически будет строчка «на поддержание доходности отраслей сельского хозяйства», в которой будет заложено N-е количество механизмов поддержки. Затем единая субсидия будет направляться в регионы, но по каким принципам она будет распределяться далее, пока непонятно», – заявил А. Белов.

Рассмотрим предлагаемые Минсельхозом правила распределения субсидий АПК детальнее.

Документ предоставляет соответствующие формулы расчета субсидий.

Объем субсидий регионам утверждается исходя из необходимости достижения установленных соглашением между органом АПК региона и федеральным Минсельхозом значений показателей результативности использования субсидии.

Распределение «единой» субсидии между субъектами РФ планируется осуществлять исходя из суммы долей конкретного субъекта в четырех направлениях государственной поддержки:

а) валовом объеме продукции растениеводства, животноводства, пищевой и перерабатывающей промышленности и остатке ссудной задолженности по краткосрочным кредитам;

б) в поголовье сельскохозяйственных животных;

в) в площадях под сельскохозяйственными культурами;

г) в количестве и объеме производства продукции КФХ, ИП и СПоК и остатке ссудной задолженности по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.

Как пояснили в Минсельхозе, консолидация коснется субсидий на компенсацию процентной ставки по краткосрочным кредитам (в т.ч. молочникам), возмещение части затрат по наращиванию поголовья овец и коз, северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей, поддержку племенного животноводства и производство тонкорунной и полутонкорунной шерсти, на закладку и уход за виноградниками, а также поддержку начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм и грантовую поддержку сельхозкооперативов.

С учетом «единой субсидии» в Госпрограмме развития АПК будут сформулированы следующие основные подпрограммы:

– «Развитие подотраслей сельского хозяйства».

– «Обеспечение общих условий функционирования сельскохозяйственной отрасли».

– «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие».

– «Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе».

– «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса».

– «Обеспечение реализации Государственной программы».

– «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014‒2017 годы и на период до 2020 года».

– «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014‒2020 годы».

«В целом ситуация для отрасли скорее будет развиваться по негативному сценарию, – подчеркнул А. Белов. – “Союзмолоко” уже обратился с просьбой оставить для отрасли как минимум отдельную специализированную субсидию.

Чего нам удалось добиться? Субсидия на 1 л молока – ключевая субсидия в поддержании доходности индустрии – останется. Задача максимум – сохранить единую строку в целом по молочной отрасли, чтобы молочники могли решать, куда деньги распределяются: на «капексы», на инвесткредиты, на короткие кредиты и так далее. Это очень важная приоритетная задача».

Министр сельского хозяйства Калужской области Л. Громов отмечает, что «единая субсидия» даст возможность более эффективно использовать выделенные средства.

«Для нашего региона основные приоритеты – это, прежде всего, молочное и мясное скотоводство, а также строительство тепличных комплексов. Они будут сохранены. Что касается, региональной поддержки, то у нас есть программа «Сто роботизированных ферм».

Мы построили уже 32 фермы, и это дало новый импульс развитию молочного скотоводства, прежде всего в фермерских хозяйствах. Мы поддерживаем эту программу уже два года и планируем продолжать. Самая крупная ферма, построенная по этой программе, – на 1700 голов.

Есть и маленькие хозяйства – на 70 голов. Субъекты малого бизнеса, реализующие проекты по созданию роботизированных ферм, получили порядка 15 млн руб. государственной поддержки на одно хозяйство», – отметил Л. Громов.

Ваши 5%

Между тем, как стало известно, Минсельхоз приостановил рассмотрение заявок на «капексы». В общей сложности ведомство уже получило 120 заявок общей стоимостью 50,5 млрд руб., большая часть (97 заявок на 30,04 млрд руб.) пришлась на проекты в молочной отрасли. Расчетный объем субсидий по всем проектам – около 9 млрд руб. В 2016 г. министерство объявило отбор заявок в проектах тепличных комплексов и овощехранилищ, впрочем, только «при наличии средств федерального бюджета».

По мнению аналитиков, в текущих макроэкономических условиях инвесторы должны были учитывать возможность задержки предоставления субсидирования.

«Люди, которые подают заявки, несправедливо надеются на эти субсидии, на выплаты кредитных займов за счет государства. Я считаю, что ни банкир, ни инвестор не учитывает и не должен учитывать субсидии государства. Потому что эти субсидии всегда под большим вопросом. Также встает вопрос, как люди могли без заключения итоговой комиссии включить эти субсидии в свои бизнес-планы и рассчитывать только на это! Думаю, что люди, которые высказывают комментарии на эту тему, несколько преувеличивают. Только по результатам отбора комиссией можно закладывать эти средства в инвестиционные проекты», – прокомментировал член Общественной палаты РФ А. Хамидуллин.

Между тем еще одно направление активной работы Минсельхоза – льготное кредитование ожидают изменения с 2017 г. Минсельхоз предлагает внедрить обновленный механизм, при котором процентная ставка для сельскохозяйственного товаропроизводителя изначально составит не более 5% годовых. Механизм предусматривает, что сама субсидия в размере ключевой ставки будет перечисляться напрямую уполномоченным банкам на возмещение недополученных ими доходов. В ведомстве считают, что это позволит сельхозпроизводителю не отвлекать собственные оборотные средства.

Язык статьи:
Действия с выбранными: