— Юлия, что происходит на рынке труда? Какие изменения, какие тенденции, и что вы считаете наиболее важным?
— Будет некорректным сравнивать, что происходит на рынке труда сегодня с тем, что происходило год назад. Потому что год назад мы получили нестандартную ситуацию, в которой и работодатели, и кандидаты действовали абсолютно по-новому. Но что мы наблюдаем на протяжении 2021 года?
Если сравнивать с периодом более эталонным, например с 2019 годом, то мы видим огромный провал в том, что не хватает квалифицированных кадров. Что сроки вакансий закрываются дольше, что необходимо взаимодействовать с огромным количеством кандидатов для того, чтобы найти своего одного, эталонного. Это во внешнем рынке.
То, что происходит внутри компаний — компании стали испытывать дефицит в тех сотрудниках, которые действуют иначе, у которых есть новые взгляды на продукт, на то, как организовать процессы внутри, что у людей не хватает ресурсов и сил, чтобы противостоять этим постоянным изменениям. Много стали говорить, что сотрудники выгорают, и новые должности, которые появляются (или усиливаются эти подразделения) — это специалисты, которые заботятся о здоровье сотрудников, о их психологическом, эмоциональном контексте.
И что в целом мы имеем? Мы имеем большое количество предложений от работодателей, маленький отклик кандидатов на эти вакансии и редеющий каждый день спрос на специалистов высокого класса, на людей, которые умеют работать.
С чем это связано? С тем, что появилось абсолютно новое направление, о котором много говорили, но всерьез это никто не воспринимал. Это фриланс, удаленный формат, возможность работать из разных точек мира — то есть работа онлайн. Мы видим, в каких количествах растут эти решения, платформы, на которых фрилансеры могут найти подходящую вакансию. Не обязательно они должны работать в какой-то одной компании, принадлежать какой-то одной корпоративной культуре.
И это все забрало огромный пласт рабочей силы, именно той, которая необходима рынку — в возрасте от 27 до 38–40 лет. За время кризиса, за время пандемии человек потерял прежние смыслы, он понял, что он может зарабатывать сам, он может зарабатывать теми талантами, которые есть. То, что мы видим сейчас в реальном бизнесе — именно этот отток людей, которые уже не хотят принадлежать какой-то одной компании.