По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Лето-2020, в отличие от предыдущих, особенное. Надо бы отдыхать, ехать и лететь «на моря», но границы закрыты. Мешает коронавирус, вернее, его последствия. По оценке авторитетных экспертов, мировой ВВП, в том числе и России, в этом году сократится на 3–5 %. Эти цифры кажутся не самыми большими. Но коронавирус уникален своим влиянием не столько на экономику, сколько на жизнь общества.

Директор Всемирного банка от России Роман Маршавин считает, что страна может быстрее и успешнее, чем многие другие, выйти из кризиса благодаря трудолюбию, самоотверженности и образованности людей, в том числе «хорошей научной базе, доставшейся от СССР». А директор Центра перспективных экономических исследований при АН Республики Татарстан Марат Сафиуллин полагает, что республика как составная часть РФ имеет большой запас прочности: ей удалось диверсифицировать экономику и инфраструктуру, реализовать ряд социально-экономических программ.

Коронавирусный кризис обнажил социальную незащищенность обычного человека, неготовность государства, даже «социального» на словах, гарантировать условия существования малого и среднего бизнеса, занятость квалифицированных рабочих и служащих — среднего класса, считающегося основой устойчивости современного буржуазного общества.

Время вспомнить как сегодняшних, так и подзабытых классиков научной мысли — критиков капитализма. Владимир Соловьев, сын выдающегося российского историка Сергея Соловьева, еще в конце XIX века ввел в научный оборот понятие «нравственная экономика». Он считал, что говорить об экономическом прогрессе общества можно лишь при переходе от капиталистического производства, истощающего и оглупляющего человека, к «нравственной экономике».

Одной из причин антагонизмов, возникающих при капитализме, говорил он, является так называемая экономическая наука, изгнавшая из своих построений нравственность, в ней нет понятия добра и зла. Его не гипнотизировала западная экономическая наука, уже тогда активно насаждаемая западниками в России. Очень настороженно к ней относились Ф. Достоевский, К. Леонтьев, Л. Тихомиров, В. Кокарев и др. Западная политэкономия, призванная обосновывать и сохранять капиталистический порядок, четко отделила хозяйственную деятельность человека от нравственной, считал Соловьев, начиная с классиков А. Смита и Д. Рикардо. Он называл ее либеральной или анархической.

Для Цитирования:
Что после кризиса?. Международная экономика. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала