Одни музеи приняли решение отказаться от громких проектов в 2021 году, другие, напротив, решили вложиться в сезон и сделать его выдающимся. Но, пока музеи готовятся к своим громким премьерам, после возобновления работы музеев продолжили свою работу и несколько ярких выставок 2020 года, прерванных из-за коронавируса.
Выставок, посвященных творчеству художницы Марии ЯкунчиковойВебер (1870–1902), в Москве не было уже 115 лет. Такой длительный перерыв — результат специфики музейной реальности, в которой не всегда имена талантливых художников получается поддерживать выставочной деятельностью. Выставка, посвященная ее творчеству, продлена до 8 марта 2021 года.
Якунчикова вышла замуж за иностранца и жила за границей, она скончалась, когда ей было всего 32 года, — туберкулез. Но ни ранняя смерть, ни долгое отсутствие в России не помешали ей раскрыть свой талант в полную силу. Якунчикова-Вебер — одна из самых драматичных и талантливых фигур в эпохе Серебряного века, ей удалось одной из первых среди русских женщин получить профессиональное художественное образование. На ее полотнах можно наблюдать элементы модерна, символизма, импрессионизма и зарождающийся экспрессионизм, и все это — в обрамлении национальной формы и стиля.
За свою непродолжительную жизнь Якунчикова-Вебер создала немало работ: она занималась акварелью, писала маслом, делала эскизы для игрушек, керамических изделий, выполняла декоративно-живописные панно. Ее работы выставлялись в России и Европе, а созданный ею эскиз обложки в виде лебедя на протяжении восьми лет украшал номера журнала «Мир искусства».
На юбилейной выставке в Третьяковской галерее представлена ретроспектива ее творчества: кураторы объединили работы в тематические блоки и выстроили их в соответствии с хронологией жизни и творчества ЯкунчиковойВебер. На выставке — более 60 живописных работ, акварели, пастели, произведения декоративно-прикладного искусства, фотографии художницы.
В Новой Третьяковке до 23 мая можно познакомиться с выставкой Роберта Фалька, грандиозной музейной ретроспективой, которой в России, пожалуй, еще не было. На выставке представлены 250 графических и живописных работ не только из фондов Третьяковской галереи, но и из частных и музейных собраний Армении и России. Роберт Фальк жил и работал в эпоху, когда в советском искусстве господствовал соцреализм, но отчаянно пытался вырваться из пресности этого стиля. Именно Роберт Фальк стал связующим звеном между мастерами авангарда и художниками оттепели, между живописью Франции и России.