Статья поступила 19.03.2019 г.
«Быть воином — это самый эффективный способ жить. Воин сомневается и размышляет до того, как принимает решение. Но когда оно принято, он действует, не отвлекаясь на сомнения, опасения и колебания.
Впереди еще миллионы решений, каждое из которых ждет своего часа. Это путь воина».
Если подходить утилитарно, маркетинговая стратегия нужна для того, чтобы:
1) не повторить ошибок и не наступить на грабли впереди идущих компаний. Иными словами, получить шанс оказаться в немногочисленном отряде бизнесов, успешно добежавших до победных результатов, какими бы они ни были;
2) существенно повысить предсказуемость развития бизнеса, использовав лучшие практики;
3) понять, в каких ключевых и поворотных моментах жизни компании (или точках бифуркации) какой именно выбор дальнейшего развития имеет смысл делать. Да и вообще понять, когда такой момент наступил, — не опоздать с выбором.
Из сказанного можно сделать промежуточный вывод, что маркетинговая стратегия, вернее, способность ее сформировать и потом ей следовать, — полезная компетенция собственников и топ-менеджеров компании. На практике она складывается из двух по- разному неожиданных составляющих: из знания законов развития бизнеса в зависимости от его вида, с одной стороны, и из воли реализовать изменения — с другой. И опять, иными словами, из умения сопоставлять свои возможности и прогнозы, а также, отбросив страхи, делать нужные шаги, когда это требуется. Стратегирование — это в чистом виде управление своим будущим, своим или своей компании. И что же в качестве приза? Все просто: рост быстрее рынка, своевременный отказ от отмерших ветвей, интеграция и консолидация лучших решений и бизнес-проектов — мечта, да и только!
Мы недаром вынесли в эпиграф цитату о пути воина. Она рисует эффективную схему, которую должен представлять себе каждый стратег.
Пошаговая схема построения стратегии выглядит так: